Что такое госпрограмма автокредитования? Это кредит, часть процентной ставки по которому выплачивается не заемщиком, а государством. Такая мера позволяет существенно уменьшить ежемесячный взнос, сделать займ более доступным и в итоге увеличить количество проданных машин. Поскольку автомобильная отрасль является важной частью экономики любой развитой страны, правительство России стремится поддержать отечественного производителя введением льготных кредитов.
Что такое льготный кредит, и кому он выдаётся?
Госпрограмма на автокредитование впервые была запущена в 2009 году по инициативе премьер-министра В. В. Путина. Она разрабатывалась как мера финансовой поддержки населения после экономического кризиса, который для многих российских семей стал тяжким испытанием.
Из-за снижения доходов сократились продажи и на автомобильном рынке, а это оказало негативное влияние на предприятия и на экономику в целом. Госпрограмма по автокредитованию была призвана поднять спрос на отечественные машины, увеличив уровень производства и продаж.
С 2009 по 2012 год автокредитование по государственной программе распространялось исключительно на российские машины, стоимость которых не превышала 600 тыс. рублей. То есть в итоге она была ориентирована только на продукцию «АвтоВАЗа».
Кроме того, заёмщикам предлагалось уплатить большой первоначальный взнос: он должен был составлять не менее 30%. В таком виде программа оказалась не слишком результативной, кроме того, участвовать в ней по всем правилам смогли только три самых крупных кредитных организации: Сбербанк России, ВТБ24 и Россельхозбанк.
Эти банки обладают большим уставным капиталом, кроме того, не менее половины акций в них принадлежат государству.
Условия госпрограммы в 2013 году
В дальнейшем госпрограмма автокредитования была доработана, и с 1 июля 2013 года условия значительно изменились:
- Увеличилась максимальная стоимость автомобиля, который можно купить по льготной программе: по новым правилам она составила 750 тысяч рублей.
- Расширен список автомобилей, которые по ней можно приобретать. В новой редакции программа распространялась и на иномарки, которые были собраны в России. Таких машин достаточно много, так как автопредприятия крупнейших гигантов работают в Калининграде, в Шушарах под Санкт-Петербургом, в Москве, Владивостоке, Калуге и других городах. На этих предприятиях также работают российские граждане, а налоги с них поступают в российские бюджеты разных уровней. То есть увеличение производства и товарооборота выгодно не только западным владельцам, но и нашей стране.
- В программе получили возможность участвовать несколько новых банков: это «Юниаструм банк», «Росбанк» и некоторые иные организации, имеющие сети филиалов по разным городам.
- Первоначальный взнос снижет вдвое, и в новой версии он составляет всего 15%. Это позволило сделать кредит намного доступнее для семей, обладающих небольшим достатком.
Срок кредитования и в новой версии не превышает 36 месяцев. По стандартным программам он обычно достигает 5 лет, однако госпрограммы автокредитования не должны были выдаваться на длительный срок.
В результате доработки и всех введённых улучшений существенно расширился круг приобретаемых автомобилей, и госпрограмма на автокредитование обрела намного большую популярность.
Что такое госпрограмма по автокредитованию с точки зрения российской экономики? Для дилеров это существенная возможность увеличить спрос и ускорить продажи. Поскольку кредиты стали доступными, то рекламные акции и скидки способны привлечь ещё больше покупателей, а значит, и прибыль будет расти.
Предприятиям-производителям государственная программа автокредитования помогла преодолеть последствия финансового кризиса и не допустить существенного снижения спроса на продукцию. Покупателям она позволила получать более доступные кредиты и приобретать российские автомобили на выгодных условиях.
Помимо всех моделей «Лады покупатели в 2013 году получили возможность покупать следующие автомобили:
- Почти все модели Шевроле: Chevrolet Cobalt, Chevrolet Cruze, Chevrolet Spark, Chevrolet Niva.
- Ситроен в базовой комплектации: Citroen Belingo, Citroen С3 Picasso и другие модели, стоимость которых не превысила установленный барьер.
- Chery Tiggo и некоторые другие модели этой марки.
- Daewoo Matiz, Daewoo Nexia New, Daewoo Gentra – эти машины являются одними из самых недорогих иномарок на российском рынке, поэтому льготная программа поддержала и без того достаточно значительный спрос.
- Ford Focus – этот популярный автомобиль подходит по всем требованиям программы, поэтому теперь купить его в кредит стало намного проще.
Список неполон, так как программа государственного автокредитования затронула многие популярные модели.
Каково будущее программы?
С конца декабря 2013 года действие льготное автокредитование и государственная программа временно прекратили своё действие. Это объяснялось тем, что свою задачу она выполнила, и в ней больше нет необходимости: рынок выровнялся, и теперь спрос на отечественные машины больше не нужно поддерживать искусственным путём.
По другой версии госпрограмма требовала большого вложения средств, и такие расходы в бюджете не были предусмотрены.
В дальнейшем неоднократно поднимался вопрос о ее возобновлении: с просьбой об этом ассоциация российских дилеров даже обращалась в Минторг. В разное время назывались разные сроки ее возобновления, последний раз, заявление об этом, было сделано в апреле.
Предполагалось, что льготное автокредитование будет возобновлено с 1 июля. Однако позднее, в мае, это сообщение было опровергнуто.