Количество автомобилей на дорогах растёт с каждым днём, вместе с этим увеличивается и число аварий. Причём, в наши дни даже водитель-виртуоз не защищён от ДТП. Именно по этой причине владельцы автомобилей всё чаще предпочитают оформлять договор страхования КАСКО, тем самым, защищая себя от незапланированных затрат при аварийной ситуации.
Когда неожиданно наступает страховой случай, нужно только собрать документы и прийти в страховую компанию. Всё остальное специалисты возьмут на себя, и уже совсем скоро автомобиль вернётся к своему хозяину как новенький. Но это в идеале, а что случается в жизни?
Способ возмещения ущерба
Если автомобиль попал в аварию, чтобы воспользоваться страховкой, самое главное – признание этого случая страховым (внимательно читайте договор и правила страхования).
Если данное ДТП попадает в разряд страхового случая, после рассмотрения пакета документов сотрудниками компании, страховая предлагает автовладельцу, заключившему договор КАСКО, два варианта покрытия убытков:
- Денежная компенсация на восстановление автомобиля.
- Ремонт на СТО по направлению СК.
Владелец КАСКО сам принимает решение по выбору варианта, кому как удобнее. Но необходимо отметить наличие как положительных, так и отрицательных моментов в обоих вариантах.
Если страховая компания выплатила компенсацию наличными до окончания ремонтных работ, и страховая сумма не покрыла все затраты, то владельцу автомобиля придётся доплачивать из своего кармана. Но если ремонт обошёлся дешевле, собственник будет с прибылью. Если же согласиться на гарантийный ремонт, то можно натолкнуться на такие сложности как затянутый срок выполнения или плохо сделанный ремонт по направлению страховой. Зато застрахованное лицо в таком случае существенно экономит личное время и силы.
Недостаток договора
Когда владелец автомобиля выбирает ремонт на СТО страховой компании, в большинстве случаев возникают сложности. Главной из них является растягивание работ на неопределённое время.
Дело здесь в том, что законом не установлены сроки ремонта применительно к добровольному страхованию. Поэтому заключая такой договор нужно особое внимание обращать на пункт с указанием периода проведения работ. Эти сроки указываются в правилах страхования, которые на основании статьи 943 ГК РФ являются неотъемлемой частью договора. Законодательство вменяет в обязанность страховым компаниям следовать пунктам и выполнять свои обязательства. Чего не делают недобросовестные страховщики. Например, могут не внести аванс на счёт СТО для начала ремонта, из-за чего автомобиль отказываются принимать или примут, но он будет стоять до момента урегулирования отношений представителей станции со страховой компанией.
Если машину не принимают на ремонт
Случаи, когда автомобиль отказываются принять на СТО по официальному направлению от СК, могут быть связаны, например, с окончанием действия или досрочного расторжения договора между страховщиком и СТО. Специалист же в данном случае оказался невнимательным сотрудником и отправил застрахованный автомобиль на ремонт, не уточнив данные. А может оказаться, что страховая компания задолжала оплату и руководство станции не желает продолжать сотрудничество, пока не будет погашен долг.
Повлиять на ход событий можно. Надо обратиться к страховщику с требованием предоставить направление для проведения работ на другой СТО, с которой поддерживаются деловые отношения без финансовых притязаний. Если представители СК отказываются это сделать, надо требовать компенсацию наличными или решать вопрос в судебном порядке.
А если машину не спешат ремонтировать
Бывают случаи, когда на СТО машину приняли, пообещали сделать. А спустя существенный промежуток времени выясняется, что никаких манипуляций, направленных на восстановление, с данным автомобилем не проводилось. Причины тому могут быть разные, например:
- отсутствие нужных запчастей;
- отсутствие квалифицированного персонала;
- задолженность страховщика перед станцией;
- отсутствие предоплаты и др.
Избежать подобной ситуации можно. Для этого в момент постановки машины на ремонт со специалистом нужно оговорить сроки поставки запчастей и выполнения работ. Это регламентировано «Правилами выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» (Постановление от 11.04.2001 № 290), в соответствии с которыми между владельцем застрахованного автомобиля и СТО подписывается договор на предоставление услуг.
Таким договором считается заказ-наряд на проведение ремонта, где указываются сроки не только приёма автомобиля, но и длительность выполнения работ (п. № 15 Правил). По согласованию сторон документально зафиксировать можно и сроки выполнения промежуточных работ.
Оставляя машину на ремонт, поинтересуйтесь, есть ли какие-то обстоятельства, способные увеличить срок его проведения. К примеру, если СТО ждёт от страховой компании оплату за предыдущие работы или аванс, возможно лучшим решением будет переписать заявление и получить компенсацию наличными.
Свою роль в затягивание ремонта может внести и человеческий фактор. Возможно, ремонт не начинается только потому, что представитель страховой компании не согласовал со станцией замену деталей и проведение работ.
Несколько полезных советов
Во многих случаях ремонт по страховке удобнее и выгоднее в отличие от компенсации наличными. Но при ремонте самая главная проблема – затягивание сроков восстановления автомобиля. Уменьшить риски, связанные с увеличением срока проведения работ по ремонту, помогут следующие советы:
- В момент заключения страхового договора нужно обратить внимание, указаны ли сроки выполнения работ после ДТП по направлению страховой компании, если нет, надо настоять на внесении данного пункта.
- Согласовать сроки проведения работ с представителями СТО и зафиксировать их документально путём внесения записи в заказ-наряд.
- После передачи машины на СТО время от времени звонить и уточнять, на какой стадии восстановления находится автомобиль.
- Если задержка произошла по вине страховой компании, потребовать от неё исполнения своих обязательств по договору, диалог проводить обязательно в письменном виде, официально.
- Если отказано в удовлетворении законных требований, решать вопрос нужно в судебном порядке.