Проверка на безопасность авто – важнейшая часть разработки любой новой модели. Хотя существует несколько крупных международных ассоциаций, официально проводящих проверку машин на прочность и безопасность, каждая крупная компания-производитель обязательно проводит свои тесты для определения надёжности авто.
Краш-тест (буквальный перевод – «ударная проверка») – это возможность увидеть в реальном времени, что произойдёт с машиной после столкновения, и какие последствия авария повлечёт для водителя и пассажиров. Сегодня безопасности автомобилей уделяется повышенное внимание и производителей, и покупателей, поэтому каждая модель проходит многократные испытания.
Как проводятся тесты на безопасность?
Проверка на безопасность авто всегда проводится в несколько этапов, так как она оценивает результат различных столкновений и вред, причинённый разным группам участников движения. Тесты безопасности автомобилей включают 4 основных ступени проверки, по результатам которых делаются выводы о том, насколько данная модель готова встретить реальное столкновение:
- Фронтальный удар. Это имитация лобового столкновения, которое обычно причиняет наибольшие разрушения и представляет максимальную угрозу для людей, сидящих в машине. Автомобиль набирает скорость 64 км/ч, после чего он врезается в деформируемое препятствие, причём передняя часть должна соприкасаться с препятствием на 40%.
- Фронтальное столкновение со смещением. Оно проверяет, что будет с машиной, если удар придётся не в лобовую, а затронет только 25% передней поверхности.
- Третий тест – боковое столкновение. Движущаяся конструкция перемещается со скоростью 55 км/ч и ударяет в бок автомобиля. Эксперты при этом могут проанализировать, какой ущерб будет причинен кузову, и насколько велик риск для пассажиров на переднем и заднем сиденье.
- Ещё один тест безопасности авто, который начал проводиться только недавно – проверка безопасности пешехода. На скорости 40 км/ч машина врезается в манекен, при этом проверяется, насколько серьёзные повреждения машина может причинить человеку.
Понятно, что такой тест на безопасность авто не сможет проверить все существующие риски, поэтому для разных моделей очень часто проводится дополнительное тестирование.
К примеру, может анализироваться результат столкновения со столбом, сильного удара по крыше, проверяется результат при столкновении, если в салоне будут находиться дети разных возрастов и т. д.
Каждая проверка показывает конструкторам, в чем остались недоработки и какие средства пассивной безопасности лучше усилить.
В качестве подопытных моделей краш-тесты на безопасность водителя и пассажиров используют специальные манекены, оснащённые электронными датчиками на всех частях тела.
В «груди» манекена размещается датчик, позволяющий зафиксировать все данные, поступающие со всех участков манекена: анализируется состояние конечностей, риск попадания удара по рёбрам, повреждения позвоночника и т. д.
Манекены для краш-тестов имеют разные размеры, так как проверка анализирует риск для людей разной комплекции, а также для детей всех возрастов.
Проверка безопасности для пешеходов
Методы и средства проверки пассивной безопасности касаются не только людей, находящихся в автомобиле, но и пешеходов. Это самая незащищённая группа участников движения, уделять внимание которой начали относительно недавно. Только несколько лет назад были проведены первые тесты, анализирующие риск при столкновении с пешеходом и были предприняты попытки по уменьшению этого риска.
При столкновении основной удар чаще всего приходится на ноги пешехода, поэтому в самых безопасных современных машинах бампер изготавливается из особого смягчённого пластика, способного сделать удар менее сильным и опасным. При столкновении на большой скорости человек, скорее всего, ударится о лобовое стекло или о капот.
Поэтому с крышки капота максимально убираются ребра жёсткости, а для подкапотных агрегатов производители стараются оставить как можно больше пустого места. Тогда пешеход при аварии, даже ударившись о капот, не получит серьёзных травм.
Кроме того, на новых машинах под капотом устанавливаются пиропатроны. При резком ударе патрон выстреливает, поднимая капот. В этом случае пешеход не получит серьезного удара по голове, и увеличатся общие шансы на выживание.
Как увеличивается пассивная безопасность автомобилей?
Крэш-тест на безопасности по всем автомобилям показывает, что с каждым годом новые модели становятся все более защищёнными, однако, к сожалению, в большей степени это касается иномарок. Российские машины пока не получают всех рейтинговых звёзд по этому параметру, кроме тог, по нашим дорогам передвигается большое количество моделей, при разработке которых вообще не учитывался параметр безопасности.
Современный транспорт обладает следующими возможностями, позволяющими избежать травм при аварии:
- Ремни безопасности – простая конструкция, не допускающая падений и травм при резком ударе и даже при перевороте машины.
- Подушки безопасности. Первоначально они располагались только спереди, сегодня все чаще используются боковые подушки, способные защитить при ударе в бок автомобиля.
- Энергопоглощающие части бампера и сминаемые передняя и задняя части кузова. Все это играет роль амортизаторов при столкновении. Средняя часть кузова, где находятся люди, останется целой, так как вся энергия удара будет погашена бампером и повреждённым передом машины.
- Подголовники сидений. Они предотвращают травмы шеи и позвоночника при резком столкновении и способны спасти жизнь человеку.
- Специальный педальный узел, стекла-триплекс и многое другое.