ДТП на городских улицах случаются ежедневно, и ни один автомобилист не сможет сказать заранее, когда он станет участником неприятного происшествия. Все подобные случаи связаны если не с человеческими жертвами, то, по крайней мере, с большим материальным ущербом, который призваны компенсировать страховые компании. Система ОСАГО является обязательной, но водитель может и дополнительно застраховать машину по системе КАСКО. Как работают страховые программы, и на что может рассчитывать водитель, попавший в ДТП?
Как работает КАСКО, и чем оно отличается от ОСАГО?
КАСКО – добровольная и достаточно дорогая система страхования, призванная защищать водителя во всех случаях, в том числе и тогда, когда он сам является виновником аварии. Конечно, тогда впоследствии будут повышены страховые тарифы, однако этот тип страховки может покрыть очень серьёзный ущерб от столкновения. От ОСАГО она отличается ещё некоторыми важными принципами:
- Стоимость полиса ОСАГО является фиксированной в любой компании, а вот тарифы на КАСКО каждая фирма вправе устанавливать самостоятельно. Из-за этого многие начинающие компании часто снижают тариф, желая привлечь больше клиентов. Впоследствии они не могут справиться со своими обязательствами, если появляется необходимость в выплате сразу нескольких крупных компенсаций.
- ОСАГО предполагает возмещение ущерба не тому водителю, кто оформил страховку, а тому, кто виноват в аварии. Если вы не являетесь виновником ДТП, ущерб вашей машине будет компенсирован за счёт страховой компании того, кто в вас врезался на дороге. КАСКО же предполагает непосредственное возмещение полученного вреда застрахованному лицу.
- Поскольку ОСАГО является обязательной, её необходимо оформлять для всех машин независимо от их возраста. По КАСКО страховщики стараются не работать с машинами старше 10 лет, так как они намного чаще попадают в аварии или требуют ремонта с заменой комплектующих.
- Система ОСАГО работает только в определённых страховых случаях, полное КАСКО может применяться при любом уроне, причинённом автомобилю: это может быть пожар, взрыв, падение сосульки с крыши и другие неприятные обстоятельства, в которых не может быть конкретного виновника.
Системы обязательного и добровольного страхования позволили упорядочить взаимоотношения между водителями на дороге: система КАСКО, если попал в ДТП, позволит компенсировать машине вред, а страховая компания выставит претензии к страховой компании виновника и получит свои деньги через ОСАГО. Страховщикам намного проще договориться между собой, чем частным лицам, и сегодня существует отработанная практика возмещения ущерба в различных случаях.
Что делать водителю, если страховки нет?
Если машина на гарантии и попала в ДТП без КАСКО, то есть возможность выполнить гарантийный ремонт в сервис-центре, однако вам придётся доказывать, что машина пострадала из-за конструктивных недоработок, и вы не являетесь виновником. Если машина оказалась в аварии по вине водителя, ремонт ему придётся проводить за свой счёт. Если автомобили обоих участников ДТП не застрахованы, то очень сложно будет получить хоть какие-то компенсации с виновника. Добровольно он может и не согласиться возместить ущерб, а судебные процессы по таким делам могут тянуться годами. В итоге оказывается, что с должника взять просто нечего, а его подержанный, да ещё и пострадавший в аварии автомобиль никакой ценности для продажи не представляет.
Лучше вовремя позаботиться о защите автомобиля и застраховать его по КАСКО. Если вы собираетесь получать автокредит, то сделать это придётся обязательно, так как для банка наличие страховки является гарантией возмещения ущерба в случае аварии или угона. При этом полная сумма компенсации должна быть равна полной стоимости машины, чтобы этих денег хватило на уплату долга и банковских процентов.
Что делать в случае аварии?
Опасные ситуации на дороге возникают буквально каждую минуту. Если попал в ДТП и есть КАСКО, что делать и как получить положенные страховые выплаты? Примерная последовательность действий водителей такова:
- Включается аварийный сигнал, и на дороге на расстоянии 15 метров от машины выставляется специальный знак. Нужно вызвать инспекторов ГАИ и связаться с представителем страховой компании, номер телефона которого лучше всегда возить с собой, так как жизнь по-настоящему непредсказуема.
- До приезда сотрудников ГИБДД машины нельзя сдвигать с места. Не нужно соглашаться на предложения уладить дело без протокола, в этом случае вы ничего не смоете получить со страховой компании. Если у вас есть КАСКО, вам могут предложить взять вину на себя, так как ущерб всё равно погашает страховая компания. Соглашаться нельзя, так как впоследствии у вас серьёзно подорожает страховка. Можно на листе бумаги записать все имеющиеся повреждения, по возможности лучше сфотографировать место аварии, потом всё это будет приложено к протоколу.
- Инспектор должен зафиксировать все повреждения и записать данные об участниках аварии. Нужно показать ему все полученные вмятины, царапины, указать на наличие скрытых повреждений. Не дайте виновнику аварии повернуть дело в свою пользу, хотя при этом необходимо вести себя предельно корректно и вежливо.
- ГИБДД выдаст необходимые справки, которые предоставляются в страховую компанию. После проведения экспертизы и оценки ущерба вы сможете получить компенсацию или отправить машину в ремонт за счёт страховой компании.