С 2009 года Правительство запустило в России программу льготного автокредитования, направленную на стабилизацию отечественного рынка. Год после кризиса оказался сложным, доходы большей части населения понизились, соответственно, стал уменьшаться спрос на автомобили. Чтобы не допустить резкого падения уровня продаж, государство начало поддерживать отечественных производителей.
Развитие программы автокредитования
Первоначально госавтокредитование авто до 2015 года было ориентировано только на новые машины дешевле 600 000 рублей, выпущенные в России. Фактически это означало, что приобретать с помощью такого кредита можно только продукцию «АвтоВАЗа», так как больше ни одна машина не соответствовала требованиям. Однако с 2011 года программа была расширена, и это подарило автолюбителям новые возможности.
Второй виток госавтокредитования был рассчитан на 2013 и 2014 годы, предполагалось также, что будет возможен гос автокредит 2015. Условия предлагались следующие:
- В обновлённой версии льготный кредит распространялся на машины, стоимость которых не превышает 750 000 рублей. Это само по себе значительно увеличило возможности кредитования.
- По новой программе покупать можно было не только собственно российские машины, но и транспорт, собранный на российских предприятиях под иностранными марками. В этот список попали многие популярные модели: «Форд Фокус», «Киа Рио», «Хендай Солярис» и многие другие. Предоставление льготного кредита объяснялось тем, что такие машины собираются гражданами России, а значит, доходы от их продажи также идут на пользу государству.
- Госавтокредитование было доступно людям с 21 года до 55 лет, первый взнос за машину уменьшен до 15%.
- Льгота по кредиту составляла 2/3 ставки рефинансирования, фактически процентная ставка по любому банковскому займу уменьшалась примерно на 5,5%. Был расширен список банков-участников, и теперь с такими кредитами могли работать и не самые крупные участники финансового рынка.
Предполагалось, что кредиты будут выдаваться до апреля 2014 года, однако неожиданно для водителей и дилеров прозвучало заявление о том, что действие программы прекращается, и автокредит от государства в 2015 получить будет нельзя. Действие программы было завершено в декабре 2013 года.
Причины свёртывания программы финансирования
Многих сейчас интересует вопрос, будет ли гос поддержка автокредита 2015: список автомобилей в последней редакции программы был весьма привлекательным. Автолюбители получили право выбора, и примечательно, что всё равно доля отечественных автомобилей, купленных по таким кредитам, составила 80%. Однако правительство подтвердило, что гос автокредитование в 2015 и 2014 годах приостановлено, и пока неизвестно, когда оно может быть продлено и при каких условиях.
Гос кредитование авто 2015 отменено по нескольким важным причинам:
- Представители Правительства РФ заявили о том, что программа своей цели достигла. Она действительно нашла живой отклик у населения: всего за 1 год было подано более 800 000 заявок, по которым было выдано около 300 000 льготных займов на новые машины. Поскольку в конце 2013 года существенного снижения рынка не прогнозировалось, было принято решение о свёртывании действия программы.
- Вторая веская причина – нехватка финансирования. Поскольку заявок было много, программа очень быстро исчерпала отпущенные государством фонды, а новые средства на её реализацию выданы не были.
- Есть и ещё один очень важный момент: эксперты утверждают, что государственное автокредитование оказалось не настолько эффективным, как ожидалось. Да, заявки на кредиты подавались, однако влияние на авторынок в стране в целом не стало кардинальным. Поскольку кризисный год был преодолен, госавтокредитование 2015 нет необходимости возобновлять.
Просьбы о продлении программы подавались неоднократно. В марте и апреле 2014 года производители и дилеры пытались внести предложения о возобновлении льготного кредитования, так как ожидалось серьёзное падение рынка.
Однако предложение осталось без ответа: несколько раз звучали объявления о том, что гос кредиты на авто 2015 все-таки будут выдаваться, но в дальнейшем они не были подтверждены реальными шагами. Последний срок датировался июлем 2014 года, однако льготные кредиты не выдаются до сих пор.
Перспективы льготного кредитования
На госкредитование авто 2015 водителям рассчитывать, судя по всему, не приходится. В начале 2014 года говорилось о том, что такие кредиты можно начать выдавать в любой момент, если рынок начнёт демонстрировать сильное падение спроса. Пока что столь сложной ситуации не возникало, поэтому Правительство не принимало никаких решительных мер.
Предполагалось, что гос кредит на авто 2014 будет ориентирован на коммерческие автомобили: пополнение и обновление автопарка грузовиков, автобусов, дорожной и сельскохозяйственной техники. Эта мера действительно назрела, так как во многих регионах страны до сих пор трудятся автомобили, выпущенные ещё в советские времена, и они нуждаются в немедленной замене.
Предложение прозвучало, однако до сих пор по нему не предприняты конкретные меры. Предыдущие варианты государственной программы распространялись исключительно на физических лиц, и неизвестно, как она будет помогать предпринимателям.
Производителям и дилерам приходится искать альтернативные варианты для поднятия спроса и повышения прибыли. Во многих официальных дилерских салонах предлагаются льготные кредиты со сниженной маркетинговой ставкой от 0%. Беспроцентный кредит станет самым выгодным решением для заёмщика, однако он потребует большого первоначального взноса, и выдаются такие займы на небольшой срок.