Автокредитование сегодня предлагается в богатом разнообразии программ и для многих россиян стали уже привычными кредиты без первого взноса или предоставления справок о доходах. Однако существует ещё один вариант автокредитования, который пока не успел распространиться на российском рынке – это автокредит с обратным выкупом, который иногда называют кредит buy back. Этот вид кредитования уже давно используется на Западе, где очень многие граждане привыкли часто менять машины, приобретая новые автомобили с помощью выгодного займа.
Что представляет собой автокредит buy back?
Автокредиты с обратным выкупом представляют собой займы с отложенным платежом. Большая часть средств по такому кредиту вносится только в последние дни срока, а до этого времени заёмщик выплачивает совсем небольшие взносы с минимальными процентами. Авто в кредит с обратным выкупом покупается по следующей схеме:
- Будущий заёмщик обращается в автосалон, работающий с подобными программами, и через него получает автокредит в банке. Данный тип кредитования обычно не распространяется на российские автомобили, выбор марок ограничен «европейцами» и «американцами». Кроме того, салон должен поддерживать постоянные партнёрские отношения с банком, который готов работать по программе кредитования с отсрочкой.
- Клиент вносит первый взнос, размер которого начинается от 15% стоимости авто, и забирает машину в пользование. При этом оформляется страховой договор КАСКО.
- В течение определённого срока (обычно это 1-3 года) клиент выплачивает небольшие взносы, которые в итоге погашают только половину взятого кредита и начисленные проценты. Обычно такие автокредиты предоставляются по невысоким ставкам, которые частично компенсируются дилерами.
- В конце срока клиент продаёт машину обратно в салон по договору, и полученной суммой погашает последний взнос по автокредиту. В этом случае на руках остаётся сумма достаточная для внесения нового первоначального взноса и получения кредита на совершенно новую машину.
Обратный выкуп авто очень выгоден тем, что фактически клиент платит крупную сумму, равную половине стоимости, только за первый автомобиль, да и в этом случае процентная ставка будет намного ниже, чем по стандартному автокредитованию. В дальнейшем каждая новая машина получается вообще без расходов, так как первый взнос уплачивается из средств, полученных от продажи. Заёмщику придётся оплачивать только страховку и небольшие взносы по кредиту в течение срока до последнего платежа.
Автомобиль в кредит с обратным выкупом необязательно продавать в автосалон. Если машина очень понравилась, и владельцу не хочется с ней расставаться, он может отказаться от продажи и самостоятельно рассчитаться с банком.
В этом случае применяется пролонгация автокредита – банк увеличивает срок выплат, но при этом вырастает и процентная ставка. В итоге клиент может постепенно расплатиться за автомобиль, для этого отводится 1 или 2 года, но в итоге всё равно получится существенная переплата.
Недостатки такого типа кредитования
Сама система автокредитования с обратным выкупом пока не очень близка российскому покупателю. Дело не только в финансовой составляющей, но и в менталитете: многие европейцы уже давно привыкли жить в долг, и их не смущает факт, что с купленным недавно автомобилем придётся расставаться.
Автокредит с обратным выкупом buy back подойдёт тем, кто интересуется всеми модельными новинками и каждый год хотел бы ездить только на новых машинах. С учётом того, что сделка потребует крупных расходов только один раз, это вполне выгодный вариант.
В России же очень часто принято покупать машину «на века»: к такой покупке долго готовятся, и в дальнейшем владелец не желает расставаться с полюбившимся выстраданным автомобилем. К тому же, у данного типа автокредитования есть и несколько объективных недостатков:
- Машина должна оставаться в очень хорошем состоянии, иначе автосалон её просто не примет обратно. Даже естественный износ должен быть минимальным, тем более, недопустимо восстановление после аварии или каких-либо крупных поломок. Заёмщику придётся крайне бережно обращаться с машиной, только в этом случае он сможет успешно рассчитаться с кредитом и потом купить новый автомобиль.
- Многие дилеры выставляют ограничения по обслуживанию авто. Его можно проводить только в партнёрском автосервисе, а он, естественно, повысит цены. В итоге дополнительные траты всё равно потребуются, а проводить обслуживание нужно будет по строгому графику.
- Психологический дискомфорт. Поскольку кредит с обратным выкупом предполагает обязательную перепродажу машины, она всё равно останется «не своей»: её нельзя тюнинговать, вносить какие-либо улучшения, перекрашивать и т. д. Автомобили, купленные по этим кредитам, всегда будут находиться в залоге, а для клиента банка это риск остаться вообще без машины.
Иногда дилеры устанавливают ограничения по пробегу автомобиля. То есть машина есть, но пользоваться ей, сколько захочется, нельзя. Приходится следить, чтобы пробег не превысил установленной величины, иначе продать автомобиль за установленную цену не получится.
Если же продать автомобиль не удастся, заёмщику придётся либо в минимальный срок погашать остаток автокредита, либо увеличивать срок кредитования, но в этом случае придётся переплатить крупную сумму.
В итоге сделок по автокредитованию с обратным выкупом в России пока заключается не так уж много, и с этим предложением работает только несколько банков: это «МДМ-Банк», «Райффайзенбанк», «Абсолют Банк» и некоторые другие компании.