Программа государственной поддержки автокредитования была прекращена досрочно: предполагалось, что она продлится минимум до апреля 2014 года, а возможно, будет длиться и дольше. Однако уже с 1 января 2014 года льготные кредиты перестали выдавать. Многих российских любителей интересует, когда будет новая субсидия на автокредиты, и что вообще ожидает эту программу.
Причины свёртывания программы автокредитования
Программа государственного поддержки автокредитования была разработана в 2009 году как средство помощи автопредприятиям после финансового кризиса. Государство брало на себя обязательства по выплате 2/3 ставки рефинансирования.
Это значит, что клиент получал автокредит не с 15% процентами годовых, а только с 8-9%. Государство субсидировало кредиты в банках не на все автомобили, а только на те, которые были выпущены на российских автопредприятиях. Это относилось не только к именно отечественным машинам, но и к иномаркам российской сборки.
Госпрограмма оказалась достаточно эффективной: в 2013 году с ее помощью были проданы около 250 000 автомобилей, что позволило существенно поддержать рынок и добиться увеличения спроса на отечественные машины. В связи с этим Минпромторг заявил о том, что своей цели программа достигла. Основные причины свёртывания:
- Представители Минпромторга заявили о том, что ситуацию на автомобильном рынке удалось стабилизировать, уровень продаж находится на вполне приемлемом уровне, а значит, теперь можно обойтись и без льготного кредитования. Многие эксперты и дилеры с этим не согласны: Екатерина Чагаева, занимающая пост директора по продажам «АудиСпецЦентра» считает, что программа не оправдала ожиданий, и по многим маркам продажи даже не выросли, а упали на 8-10%. То есть государственное финансирование кредитов не спасает рынок, и нужно искать более эффективные инструменты.
Это заявление тоже является спорным: представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» в июне обратились в Минпромторг с просьбой о возобновлении программы: по их мнению она сможет помочь поднять уровень продаж, особенно если увеличить максимальную доступную стоимость автомобилей до 1 миллиона рублей. То есть, немалая часть продавцов автомобилей не считает, что госпрограмма не приносила результатов.
- Вторая важная причина – нехватка средств в бюджете. 2/3 ставки рефинансирования составляли почти 5,5% компенсации по банковскому кредиту. В масштабах страны программа оказалась достаточно дорогой, и в итоге было принято решение о её досрочном прекращении.
Минпромторг недостаточно точно решил, как долго будет продолжаться госпрограмма автокредитования, в итоге ее пришлось завершить на 4 месяца раньше запланированного срока. Некоторые клиенты банков отмечали, что хотя право на участие получили многие кредитные организации, далеко не все из них реально предоставляли населению льготные займы на российские автомобили.
Ряд покупателей столкнулся с тем, что в банках не настроено программное обеспечение, другие клиенты так и не дождались государственных компенсаций, и в итоге пришлось выплачивать автокредит полностью. Однако, несмотря на все недостатки, программа все же принесла положительный результат, и многие ждут ее возобновления.
Будущее программы государственной поддержки автокредитования
Вопрос о том, продолжат ли программу автокредитования, несколько раз поднимался в течение 2014 года. В первый раз обсуждение началось ещё в январе, тогда предполагалось, что возобновление выдачи государственных субсидий будет зависеть от уровня продаж в первом квартале. Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что, возможно, программа будет возобновлена в марте.
Однако 3 месяца спустя, 26 марта, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в возобновлении льготной программы нет необходимости. Уже достигнутые результаты позволяют обойтись без государственного субсидирования.
Однако рынок продемонстрировал существенный спад продаж, после чего 24 апреля замглавы Минпромторга сообщил о возобновлении программы автокредитования при поддержке государства с 1 июля 2014 г.
Поскольку ситуация на рынке складывалась неблагоприятно, предполагалось, что программой вновь смогут воспользоваться автомобилисты, желающие купить отечественный автомобиль.
Последнее сообщение по данному вопросу было сделано в мае 2014 года: Денис Мантуров сообщил, что до конца 2014 года льготные кредиты выдаваться не будут. Когда возобновят госпрограммы автокредитования, пока неизвестно: сейчас в них необходимости нет, и рынок новых автомобилей сейчас находится в спокойном состоянии.
В итоге можно сказать, что российским автолюбителям пока что не приходится надеяться на снижение банковской ставки за счёт государства.
Альтернативные варианты получения выгодных кредитов
поскольку государство отказалось от поддержки кредитования на новые автомобили, дилеры и производители вынуждены искать новые пути для увеличения спроса. Большинство крупных банков сейчас предлагают специальные программы, по которым можно купить иномарки и отечественные машины дешевле. Примеры таких программ:
- «GM-Finance» - программа покупки иностранных автомобилей от Рафайзенбанка. По ней можно приобрести иномарку по ставке от 11,9%, если первоначальный взнос составит 50%. При меньшем первом взносе ставка все равно не превышает 13%, поэтому кредит можно назвать вполне выгодным.
- ВТБ24 предлагает целый ряд специальных программ, рассчитанных на покупку популярных иномарок: ставка по таким кредитам начинается от 12%, что существенно ниже обычной. Первый взнос может составить всего 15% от стоимости автомобиля.
- Русфинанс банк является постоянным партнёром иностранных производителей. Минимальная ставка по специальным программам также составит всего 12%.