Будет ли продолжена госсубсидия на автокредит? Этот вопрос неоднократно задавали правительству самые разные заинтересованные лица, от непосредственных покупателей до банков и производителей авто. Желание знать, будет ли госсубсидия в текущем году, подтверждает, что программа была действительно эффективной и востребованной, принося немалую пользу. Однако сейчас про будущее этой программы ничего не известно.
Что предусматривала программа льготного автокредитования?
Вопрос о том, будут ли субсидии на новые автомобили от государства, впервые был поднят в послекризисное время, в 2009 году. Тогда была запущена первая льготная программа, по которой государство компенсировало часть процентной ставки на кредиты по отечественным автомобилям. Она была рассчитана только на бюджетные автомобили, цена которых не превышала 350 000 рублей.
С учётом большого первоначального взноса, достигавшего трети стоимости, она оказалась не очень удобной для семей с маленьким достатком.
В минувшие годы программа прошла серьёзную доработку, и обновлённые условия оказались намного более удобными для заёмщиков. Что она предлагала, и будет ли госсубсидирование на покупку автомобиля?
- Максимальная возможная стоимость машин была увеличена до 750 000 рублей, кроме того, был значительно расширен список автомобилей. Если раньше в него входили только машины, произведённые российскими компаниями, то по новым правилам под действие программы попадали иномарки, собранные на российских заводах. Поскольку таких марок достаточно много, автолюбителям предлагался широкий выбор кредитов на самые востребованные машины.
Однако все равно льготное автокредитование было ориентировано на поддержку именно средних слоёв населения, поэтому под неё попадали бюджетные автомобили и базовые комплектации. Предельная сумма позволяла купить только недорогие машины, что не позволило существенно увеличить выбор.
- Был в 2 раза уменьшен первоначальный взнос. Если раньше он составлял 30% от стоимости, то теперь эта сумма была уменьшена до 15%. Это позволило автомобилистам не копить подолгу сумму, нужную для получения льготного кредита.
- Максимальный срок президентского автокредитования не должен был превышать 3 лет. Обычные автокредиты рассчитаны на более долгий срок, но трёхлетний займ позволял обойтись без большой переплаты.
- Расширился список банков, в которых автолюбители могли получить льготный кредит. В этот список в 2013 году вошли Сбербанк России, ВТБ24, ЮниКредит Банк, Альфа-Банк, Россельхозбанк и некоторые другие участники этого сегмента рынка. Банковские организации должны были обладать большим уставным капиталом, так как государство изначально не могло допустить к реализации программы, начинающие ненадёжные кредитные организации.
Такая программа оказалась действительно востребованной, и только в продолжение 2013 года было выдано более 250 000 льготных кредитов. Будет ли субсидирование автокредитов 2014? В выгоде оказались и продавцы, и покупатели, так как льготные кредиты позволили увеличить уровень продаж и добиться значительного увеличения спроса на самые популярные автомобили.
Кредитование на льготных условиях позволило многим семьям приобрести новый качественный транспорт по значительно сниженной банковской ставке. Однако при всех плюсах программа была свёрнута раньше срока. Будет ли субсидирование авто 2014?
Причины прекращения действия программы
Первоначально говорилось, что субсидирование автокредитов зависит от уровня спроса и падения показателей рынка. Производителей уверяли, что на начало 2014 года программа выполнила свое назначение, и пока в ней нет значительной необходимости.
Однако впоследствии вопрос про госсубсидирование на покупку автомобиля 2014 и про то, будет ли продолжение, поднимался ещё не один раз.
Будет ли госсубсидирование на авто в 2014, пытались узнать представители крупнейших российских концернов, обращавшиеся в Минпромторг в апреле. Тогда было заявлено, что возобновление программы возможно с июля текущего года. Однако в мае ответ на вопрос, будет ли действовать субсидирование банков по автокредитам в 2014 году, оказался отрицательным.
Этому было названо несколько причин:
- Государственное регулирование экономики строится на показателях продаж и популярности, обычных автокредитных займов. Поскольку в начале года значительного падения спроса на отечественную продукцию не было, вопрос о том, будет ли субсидирования на авто автоматически решился отрицательно. Вместе с тем производители не раз заявляли о грядущих убытках, требуя восстановить действие программы.
- Причиной прекращения программы называли недостаток финансирования. Зная о том, насколько дорогим для бюджета оказалось госсубсидирование автокредитов, будет ли в 2014 году продолжение, сказать трудно.
- Ещё одной причиной называли и без того растущую перекредитованность населения. Будет ли госсубсидирование автокредита зависит и от общего состояния экономики, так как излишнее количество кредитов граждане просто не смогут выплатить, если не будет условий для стабильного заработка.
Будет ли в 2014 госпрограмма субсидий на автомобили, сейчас сказать очень сложно. По разным причинам сроки переносились неоднократно, и в правительстве говорили о том, что этой мерой воздействия на экономику можно воспользоваться в любое время.
Если отчёты покажут, что продажи отечественных машин падают, а производители нуждаются в серьёзной государственной поддержке, программа может вновь использоваться с любого месяца. Более того, первоначально предполагалось дополнительно расширить список доступных автомобилей, чтобы она оказалась ещё более результативной.