ДТП – всегда огромный стресс для водителя, особенно страшно попадать в аварию в первый раз. Важно сразу сориентироваться в ситуации, оказать помощь пострадавшим, а после этого придется решать вопросы с возмещением ущерба. Возможны два варианта событий: либо виноваты вы, либо авария произошла не по вашей вине, и ответственность за ущерб лежит на другом водителе. Итак, машина попала в аварию, что делать?
Первые действия после аварии
После того, как столкновение уже произошло, бесполезно нервничать и пытаться выяснить с другим водителем, кто прав, кто виноват. Все страшное уже закончилось, а теперь нужно цивилизованно и по-взрослому решить все материальные споры с участием ГИБДД.
Стоит сразу решить вопрос, стоит ли договариваться с другим водителем на месте. ДТП всегда происходит внезапно, и часто из-за мелкого столкновения очень не хочется терять несколько часов на составление протокола.
Однако без оформления документов невозможно получить компенсации в страховой компании, и нет никакой гарантии, что виновник возместит вам ущерб. Более того, если у вас оформлен полис КАСКО, вам могут предложить взять вину на себя.
Стоит внимательно продумать последствия каждого варианта: официальное оформление ДТП гарантирует решение вопросов законным путём, в крайнем случае, компенсацию можно будет получить через суд.
Если вы все же решили разобраться «по-товарищески», то не забудьте взять со второго участника аварии расписку в том, что он не будет предъявлять к вам претензии. В противном случае может оказаться, что после вашего отъезда он вызовет инспекторов и обвинит вас в бегстве с места аварии.
Если попал в аварию, что делать в первую очередь?
- Водители должны включить «аварийку», на дорогу ставится знак аварийной остановки, после этого нужно вызывать сотрудников ГАИ. Если второй участник аварии, пытается решить вопросы кулаками, кричит или угрожает, то лучше остаться в машине до приезда инспекторов, не вступая в перепалку.
- Если со вторым участником удалось наладить конструктивный диалог, то ещё до приезда гаишников нужно собрать максимум фактической информации о происшествии: сфотографировать повреждения, снять на видеокамеру в телефоне картину ДТП. По возможности нужно найти свидетелей аварии, которые видели, как все произошло, тогда будет проще доказать собственную правоту.
- Когда на место прибыла полиция, инспекторы будут выяснять все обстоятельства случившегося. Постарайтесь давать конкретные чёткие объяснения, чтобы объективно показать картину происшествия. В протоколе должны быть зафиксированы в подробностях все имеющиеся повреждения. Не просто записано «помято крыло», а указано «левое крыло получило повреждения с разрывом металла» и т.п. Каждая мелочь, отражённая в протоколе, поможет вам получить справедливую компенсацию.
И напротив, если инспектор «забыл» указать какие-то повреждения или потребовал подписать протокол с отказом от претензий, вы не сможете получить то, что положено по праву. Нужно постараться быть корректным, но настойчивым, тогда у вас появится возможность решить вопрос с минимальными убытками.
Что делать, если в ДТП попал новый автомобиль?
Вдвойне обидно, когда участником аварии становится новенький автомобиль, у которого еще не успел истечь срок гарантии. В этом случае нужно будет решать вопрос еще и с дилером, так как машине могут отказать в бесплатном ремонте. Итак, ситуация: машина на гарантии, попал в аварию, что делать?
- Стоит внимательнее пересмотреть договор, заключенный в автосалоне. Там должны быть указаны пункты, связанные с восстановлением машины после аварии. В большинстве случаев там указывается, что после ДТП машина снимается с гарантии, и обращаться к дилеру вы можете только за ремонтом за свой счет. Однако по закону, если пострадал только кузов, то отказывать в ремонте внутренних деталей не имеют права, если имеет место проблема из-за конструкторских недоработок. Если дилер не исполняет своих обязательств, можно обращаться в Отдел по защите прав потребителей.
- Важно учесть, что гарантия распространяется только на заводские недоработки. Поломки вследствие ДТП к ним не относятся, поэтому ремонтировать автомобиль придется либо за счет страховой компании, либо за свои деньги.
- В выполнении ремонта по гарантии могут отказать в том случае если восстановление кузова вы проводили не в дилерском центре. В этом случае придется привлекать экспертов, чтобы доказать, что, к примеру, двигатель не работает не из-за непрофессионального ремонта, а из-за заводского брака.
Все условия гарантии заранее отражаются в договоре, поэтому их нужно выяснять еще при покупке. Нечеткие размытые формулировки становятся причиной отказов и явного нарушения прав покупателя.
Получение страховки при многократных авариях
Что делать, если два раза машина попала в аварию? Начинающий водитель, только начинающий набирать навык вождения, вполне может столкнуться с такой проблемой. Если автомобиль застрахован по КАСКО, то возможно несколько вариантов расчета.
Есть страховые программы, где каждая новая компенсация вычитается из максимальной страховой суммы.
Машина, например, застрахована 600 000 рублей, а водитель допустил 2 ДТП: в первом из них получен ущерб в 200 тысяч, во втором – автомобиль полностью уничтожен. После первой аварии компенсация будет выплачена полностью, а после второй водитель сможет получить только 400 000 р.
Более дорогие программы страхования позволяют в любом случае получить полную сумму компенсации. Однако их страховщики стараются предлагать опытным водителям, у которых риск попадания в повторную аварию минимален.