Что делать владельцу авто, если попал в аварию? Об этом мало кто задумывается до того, как сам окажется в подобной ситуации. Однако все мы не застрахованы от роковых случайностей, поэтому любой автомобилист однажды может оказаться в аварии. В худшем случае она может привести к жертвам и тяжёлым травмам, в лучшем – все ограничится только повреждениями автомобилей. Важно знать, как себя вести, и что делать.
Ситуация 1: владелец виноват в аварии
Итак, распространённая ситуация: попал в аварию, я виноват, что делать? Причины могут быть самыми разными: банальная невнимательность, усталость, закрытые ветками деревьев дорожные знаки, ямы на дорогах и т. д. Но так или иначе, происшествие уже случилось, и нужно срочно решать вопрос с выявлением виновника.
Главное правило: даже в шоковой ситуации нельзя нарушать закон – пытаться убежать с места ДТП, передвинуть автомобиль и исказить картину аварии, убирать осколки и т. д. Ответственности все равно не избежать, и важно повести себя достойно взрослого разумного человека.
Сейчас вопрос ответственности решается намного проще, так как все водители обязаны получить страхование ОСАГО. Она направлена не на ваш автомобиль, а именно на автогражданскую ответственность, то есть на погашение ущерба, причинённого другой машине.
Ваша задача – показать объективную картину, чтобы была точно определена степень вашей вины в причинённых повреждениях.
Что необходимо предпринять:
- Оказать помощь пострадавшим и внимательно осмотреть место происшествия. Если вы чувствуете, что адекватно мыслить от испуга не получается, лучше позвонить опытному другу, который сможет ясно увидеть дело и помочь. Если вы застрахованы по КАСКО, то можно вызвать страхового комиссара, для которого осмотр места ДТП – прямая обязанность.
- Вызвать инспекторов ГИБДД. Не надо поддаваться ни на какие угрозы пострадавшего, степень вашей вины и меру ответственности может решить только суд. Поэтому нужно спокойно дождаться приезда полиции и постараться максимально объективно показать, как произошла авария. Будет собран фактический материал (зафиксировано положение автомобилей, наличие повреждений и осколков, тормозной путь и т. д.) и показания свидетелей. Важно внимательно ознакомиться с протоколом, и если вы с чем-то не согласны, то все возражения нужно будет высказать в письменной объяснительной. Это очень важный документ, поэтому придётся взвешивать каждое слово. Не стоит пытаться свалить всю вину на пострадавшего, нужно максимально внятно и чётко объяснить, почему так получилось.
- Будет назначена экспертиза, которая оценит ущерб, причинённый автомобилям, после этого страховая компания, где вы получили полис ОСАГО, должна компенсировать пострадавшему убытки или отправить машину на ремонт. Однако предельная сумма ОСАГО ограничена 120 000 рублей, и если вам не повезло столкнуться с очень дорогим автомобилем, придётся доплачивать разницу из своего кармана.
Если вы не застрахованы по КАСКО, придётся ремонтировать собственный автомобиль за свой счет. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что стоимость ОСАГО на будущий год значительно вырастет. Страховые компании могут даже отказать водителю, который часто допускает аварии по своей вине.
Ситуация 2: владелец авто попал в аварию не по своей вине
Что делать, если попал в аварию и невиновен? Ситуация столь же распространённая, особенно обидно бывает в этом случае опытным водителям, которые всегда строго соблюдают ПДД. Если авария все же произошла, главное – сохранить спокойствие и решить вопрос с виновником цивилизованно. Последовательность действий:
- Оцените обстановку на месте аварии и соберите как можно больше доказательств своей невиновности. Сфотографируйте повреждения и положение машин, постарайтесь найти свидетелей произошедшего, нужно внимательно следить за действиями виновника аварии, который может попытаться поменять картину, изменив расстановку в свою пользу.
- После прибытия ГИБДД, обоим водителям предложат пройти освидетельствование на алкоголь. От него нельзя отказываться, так как это всегда служит косвенным доказательством вины. Если виновник отказался, вы можете почти не сомневаться, что дело будет решено в вашу пользу.
- Будет составлен протокол, в котором будут описаны все повреждения. Нужно позаботиться о том, чтобы они были расписаны как можно более подробно, тогда намного выше шанс получить полную компенсацию.
- Если вы застрахованы по КАСКО, с документами из ГИБДД нужно обратиться в страховую компанию. Если нет, то компенсацию обязан выплачивать страховщик виновника. Хуже всего, если он не был застрахован по ОСАГО, тогда единственный вариант – подавать на него иск. Однако в этом случае процесс получения компенсации может надолго затянуться, а результат останется неизвестным.
Как быть, если машина куплена в кредит?
Если в аварию попал кредитный автомобиль, нужно оповестить банк о происшедшем. Незначительные повреждения восстанавливаются за счёт КАСКО: страховщик может выплатить компенсацию наличными или отправить машину на ремонт в сервисный центр за свой счёт. Кредитные программы без КАСКО лучше вообще не рассматривать, так как тогда вам придётся и ремонтировать машину, и погашать большой долг.
Намного больше проблем, если в результате аварии машина пришла в негодность, то есть наступил «тотал», как говорят страховщики. Банк является выгодоприобретателем по вашему страховому договору, то есть он получит компенсацию в счёт уплаты долга.
Остаток суммы вы сможете получить на руки, а если компенсации буде недостаточно, кредит придётся погашать самостоятельно. Банк не позволит оставить в качестве залога разбитый автомобиль, а значит, с кредитом нужно будет рассчитаться в минимальные сроки.
Итак, если попали в аварию, что делать? Нужно постараться решить вопрос цивилизованным путём, предоставив страховым компаниям договариваться между собой. Вы сможете получить компенсацию и восстановить автомобиль.