Когда машина совсем выходит из строя, её нельзя просто отвести на свалку — теперь её обязательно нужно сдавать в утиль. Многие слышали, что такое можно сделать по специальному предложению, но немногие представляют, как это работает в полном объёме. Когда же появилась программа утилизации автомобилей и как она работает?
Зачем нужна утилизация и как это было
С точки зрения Правительства Российской Федерации, программа утилизации автомобилей нужна для достижения нескольких целей:
- уменьшения загрязнений окружающей среды — ведь старые машины производят в несколько раз больше вредных веществ, чем новые;
- увеличение безопасности в пути — процент ДТП среди новых транспортных средств неизмеримо ниже, чем среди авто с большим пробегом;
- эстетика вида ландшафта города — понятно, что «пожившие» автомобили несколько портят красоту городских пейзажей.
Чтобы отжившие своё экземпляры авто не портили внешний вид города. В Европе уже давно практикуется сдача их в утиль – за небольшие, но справедливые деньги за «автохлам».
Предложение в нашей стране разрабатывалось не так уж долго — всего около 3-4 лет. До 2012 года Россия стремилась вступить в ВТО, в котором подобные программы успешно работают не первый год. Поэтому — для соответствия европейскому уровню — утилизацию старых авто решили перевести из разряда добровольных дел в разряд обязательных.
Первая программа утилизации старых автомобилей была запущена в 2010 году. Для тех людей, которые на добровольной основе решили сдать имеющееся транспортное средство, государство давало субсидии. Через некоторое время такие меры были признаны неэффективными — с точки зрения Правительства: расходов бюджетных денег получилось слишком много — и на организацию, и на компенсации.
Вообще старую машину на утилизацию принимают бесплатно, а вот относительно новый автомобиль — например, полностью разбитый после ДТП, придётся платить, и немало. Тут есть три пути – либо сдать его на запчасти (если что-то целое в нем осталось), либо заплатить за утилизацию, либо воспользоваться новой госпрограммой.
Новые положения госпрограммы
Утилизация автомобилей 2014 в представлении людей может ассоциироваться с утилизационным налогом. За каждое авто — ввезённое из-за границы или произведённое в России должно быть заплачено — для его будущей ликвидации. Некоторые фирмы-изготовители готовы взять на себя эти расходы, но в большинстве случаев платить придётся покупателям.
В денежном отношении «утилизационный» налог составляет около 20000 рублей для машин легкового типа и до 150000 – для грузовых моделей.
Данный сбор не будет взиматься с лиц, которые являются беженцами и тех машин, которые можно считать антиквариатом — то есть имеющих возраст более 30 лет.
На самом деле государственная утилизация автомобилей — это предложение сдать старое авто и получить за это около 40-50 тысяч рублей (если модель — легковая). За грузовую машину можно выручить даже около 350 тысяч рублей.
В последнее время популярной стала услуга трейд-ин, которую предлагают обычно автосалоны — официальные дилеры производителей авто. При реализации услуги можно сдать имеющийся автомобиль, получив скидку в размере его стоимости на новую модель. Причём размер скидки не ограничен — все зависит от оценочной стоимости сдаваемого движимого имущества. Но это — не госпрограмма, а частная инициатива автопроизводителей.
Утилизация автомобилей в 2014 году предполагает выдачу сертификатов при сдаче авто на вторичную переработку. Но если раньше не было жёстких ограничений по стране-производителю, то теперь сдать на таких условиях можно будет только железных коней отечественной сборки — или производства.
Как сдать машину в утиль
Программа утилизации автомобилей в 2014 году предполагает включение в неё 2 этапов:
- снятие с регистрации;
- передача транспортного средства специальным компаниям, которые занимаются утилизацией по госпрограмме.
В ГИБДД сначала следует предъявить паспорт, написать заявление о том, что авто будет утилизировано. Сотрудники могут попросить также документы на автомобиль — ПТС, регистрационное свидетельство, плюс номера. Слишком жёстких требований к пакету бумаг нет, так как у владельца после ДТП могут отсутствовать номерные знаки, часть документов.
Процесс снятия с учёта может занять до 10 дней. Это нужно для подтверждения отсутствия задолженности по транспортному налогу и для его полного погашения. После этого автовладельцу выдадут справку, которую следует показать в пункте утилизации.
Далее нужно автомобиль сдать непосредственно «утилизационной» компании. На деле это будет какой-либо крупный автосалон, которому дано право на выдачу сертификатов, либо специализированная фирма. К сожалению, большого количества денег таким образом не выручить, поэтому можно сказать, что утилизация старых автомобилей 2014 подходит тем людям, железный конь которых уже безнадёжно устарел.
Плюсы и минусы компенсирования автоутиля
Для сравнения: на Западе по госпрограммам для утиля авто хозяева машин получают хорошую компенсацию, на которую даже можно приобрести неплохое транспортное средство.
Ещё один минус — госпрограмма утилизации старых автомобилей 2014 пока не сопряжена с автокредитными предложениями. То есть действовать напрямую через банк, сдавая имеющееся транспортное средство в качестве первоначального взноса, очень сложно, тогда как по трейд-ин уже работают многие банковские организации с их партнёрами-автосалонами.
Немного неудачно выбрано и время проведения: утилизация старых автомобилей по госпрограмме будет действовать с 01 сентября до конца декабря 2014 года. Именно в это время начинается период, когда автопроизводители сами предлагают хорошие скидки — иногда превышающие стоимость предположительно сдаваемого авто.
Можно сделать вывод, что по изначальному смыслу сдача старых авто в утиль в обмен на сертификат очень похожа на систему trade-in. Но в нашей стране предложение пока не доработано, и по новым условиям для большинства людей оно не слишком выгодно.