
Залог за автомобиль в автосалоне – одна из гарантий, которыми пользуется дилер для заключения надёжных сделок по продаже новых или подержанных автомобилей. Следует различать понятия «аванс» и «залог», так как их уплата налагает разные обязательства на участников сделки, и от того, что написано в договоре, будут зависеть права покупателя. Что и когда мы платим в салоне, и что можно вернуть при отказе от сделки.
Зачем уплачивается залог в автосалоне?
Очень часто покупатель, решивший обратиться за новой машиной, сталкивается с тем, что в автосалоне просят внести залог. Обычно это связано с ситуациями, когда нужной машины у дилера в настоящий момент нет, и её придётся доставлять со склада или вообще от производителя из-за рубежа. Дилеру предстоят существенные транспортные расходы, подбор автомобиля в нужной комплектации, установка оборудования и т.д., поэтому он напрямую заинтересован в том, чтобы клиент заплатил деньги в знак гарантии заключения сделки.
Есть и иное понятие – аванс, то есть предварительный платёж, который вносит покупатель до подписания основного договора. Авансовые платежи чаще используются не в салонах, а при частных сделках как подтверждение платёжеспособности покупателя и серьёзности его намерений. И тот и другой взнос выплачивается до получения машины, тогда в чём между ними будет разница:
- Если в договоре прописан именно авансовый платёж, то есть первоначальный взнос за автомобиль, то при отказе от сделки продавец обязан его вернуть. С юридической точки зрения это понятно: товар покупателю передан не был, значит, деньги за него должны быть возвращены. С залогом всё сложнее: клиент с его помощью подтверждает добровольное обязательство забрать доставленную машину из салона, и если это обязательство нарушено, салон оставляет деньги себе.
- Залог, в отличие от аванса, налагает дополнительные обязанности на продавца. Приём дилером залога – это гарантия того, что машина будет привезена в установленный срок в нужной комплектации и будет соответствовать требованиям клиента указанным в договоре. Если дилер нарушает эти обязательства, клиент имеет право получить сумму залога в двойном размере.
- Внесённая сумма может быть возвращена, если сделка не состоялась по не зависящим от сторон обстоятельствам: к примеру, залог в автосалоне вернут, если банк не дал кредит. Распространённая ситуация: заёмщик заказывает нужный автомобиль, вносит залоговую сумму и подаёт заявку в банк, надеясь на гарантированно положительный результат.
Банк внезапно отказывает или предлагает намного меньшую сумму. Денег у клиента нет, поэтому сделка состояться не может. Чаще всего салоны в таких ситуациях идут навстречу, и спор решается мирно.
Каков максимальный залог в автосалоне? Чаще всего гарантией того что сделка состоится, становится 10% от заявленной в договоре стоимости автомобиля.
Некоторые салоны берут фиксированную сумму залога, обычно небольшую – от 10 000 рублей. Залоговый платёж – это не только часть покупки, но и гарантия, что салон сможет окупить свои транспортные и иные расходы.
Способ обмана клиентов с автозалогом
Однако именно с залогом связан распространённый тип мошенничества, которым часто пользуются «серые» автодилеры. Покупатель заключает предварительный договор, в котором указывается марка, модель и комплектация автомобиля, которую салон обязуется доставить в указанный срок.
Однако проходит месяц, второй, третий, а машины нет. Покупатель ждёт, нервничает, теряет терпение и собирается идти в суд, но тут ему, наконец, сообщают, что машина доставлена.
Клиент приходит в салон и видит, что привезён не тот автомобиль: комплектация улучшена и расширена, а значит, стоить машина будет дороже. Расставаться с залогом жалко, поэтому человек не хочет отказываться от покупки, кроме того, очень не хочется снова ждать несколько месяцев, пока доставят нужную машину. Чаще всего покупатель в итоге соглашается на условия дилера, покупая ненужные дополнительные удобства в автомобиле.
Каким образом можно вернуть залог?
Если вы считаете, что дилер нарушил условия договора, или вы передумали совершать покупку, как забрать залог из автосалона? Все зависит от того, действительно ли дилерская компания нарушила договор, так как только в этом случае вы сможете вернуть вложенные деньги.
Отказ от покупки не позволит вернуть внесённые средства: дилер уже вложил их в транспортные расходы на доставку автомобиля, и просто «передумать» клиент не может. Обо всём этом нужно подумать до оформления договора, так как решить дело без потерь удаётся редко.
Если же в неисполнении договора виноват салон, например, с грубым нарушением сроков доставки, свои деньги можно и нужно возвращать. Обычно это требует нескольких действий:
- Составляется письменная претензия в дилерскую организацию. В ней нужно изложить причины расторжения договора и потребовать возврата денег. Не стоит тратить время на звонки и устные переговоры, все обращения должны передаваться только в письменном виде.
- Если через 10 дней ответ не поступил, можно написать повторное обращение или сразу идти в суд. В суде нужно будет предъявить договор и доказательства того, что салон не исполнил своих обязательств.
- Чаще всего в этом случае дилер идёт на мировую, так как ни одна компания не готова просто так платить судебные издержки. Если ваши права действительно были нарушены, вам вернут залог, и договор будет расторгнут.
- Если добиться соглашения не удалось, будет проведено судебное разбирательство и принято решение. Как правило, суд встаёт на сторону покупателя, и залог вы сможете получить. Если же договор был расторгнут по вашему желанию, а дилер выполнил свои обязательства, то залог клиенту не вернётся.
