Автокредит практически всегда предполагает получение достаточно большого займа, поэтому важно крайне внимательно подойти к оформлению подобной сделки. Покупателя поджидают различные варианты обмана, как со стороны продавцов, так и со стороны банков. Не всегда речь идёт о прямом мошенничестве, иногда клиента вынуждают согласиться на невыгодную сделку чисто законными путями. Что делать, чтобы не стать жертвой обмана?
Варианты нечестных кредитных сделок
Первое, с чем может столкнуться клиент – не вполне честная игра со стороны банков. Слишком заманчивые рекламные предложения всегда должны вызывать настороженность: банк не станет работать в убыток себе, особенно, если речь идёт об очень крупной сделке.
Низкий процент и невысокие требования к клиентам могут скрывать за собой очень дорогие условия кредита. Такие доступные и привлекательные автокредиты - в чем обман со стороны банков ожидать?
- Начисление разнообразных комиссий: не все знают, что банки с недавнего времени вообще не имеют права взимать какие-то дополнительные платежи с клиентов. Платой за предоставление займа являются начисленные проценты, а открывать счёт и переводить на него деньги банки должны бесплатно. Если вам предлагают оплачивать какие-то дополнительные услуги, сотрудничать с ним не стоит: даже 0,5% каждый месяц приводят к существенному увеличению переплаты, если кредит берётся на долгий срок.
- Еще один распространённый обман при автокредите касается первоначального взноса: реклама утверждает, что кредит выдаётся без авансового платежа, а в банке выясняется, что клиент все равно должен внести какую-либо сумму, которую просто по-другому назвали.
- Уже много раз в СМИ поднималась тема «мелкого шрифта»: кредитный договор представляет собой сложный многостраничный документ, и если поместить самую важную информацию в конце, набрав её мелкими серыми буквами, велика вероятность, что клиент вообще не обратит на неё внимание. В результате на договоре ставится подпись, а потом выясняется, например, что ставка оказывается значительно большей.
Важное правило: в кредитном договоре ОБЯЗАТЕЛЬНО на видном месте чётким шрифтом должна быть указана полная итоговая переплата, а в графике должны быть отражены конкретные размеры ежемесячного платежа. Если их нет, а менеджер банка отказывается назвать точную итоговую сумму, нельзя подписывать такой договор.
- Серьёзный обман автокредита: Мелким шрифтом в договоре указывается, что банк оставляет за собой право изменения ставки в одностороннем порядке. В результате первый год ставка действительно будет низкой, а в дальнейшем банк объявит о тяжёлой ситуации, из-за которой ставка увеличится сразу на несколько процентов.
Какими способами избежать нечестной сделки
Единственный способ избежать банковского обмана – предельно внимательно читать договор и не стесняться задавать вопросы менеджерам. Если вам не хотят что-то рассказывать, не идут на контакт и не отвечают на вопросы – лучше поискать другую кредитную организацию, благо выбор сейчас достаточно большой.
Не рекомендуется обращаться в новые банки с непроверенной репутацией: крупные организации обычно дорожат уже наработанной репутацией, поэтому шансы на обман в них ниже.
Всегда выгоднее анализировать и сравнивать не менее трёх кредитных программ. Не поленитесь сложить сумму всех взносов и сравнить ее с указанной итоговой стоимостью кредита. Часто выясняется, что реальная сумма выше, так как банк втихомолку начислил какой-либо дополнительный платёж или скрытую комиссию.
Когда выплаты завершены, в банке обязательно нужно получить документ о том, что кредит полностью погашен, и у организации не осталось претензий к заёмщику. Если этого не сделать, то информация в бюро кредитных историй может прийти с опозданием, и вы не сможете получить никой новый заём.
Обманы, связанные с получением кредитов в салонах
Автодилеры тоже не всегда готовы работать честно. С рекламных щитов и плакатов бросаются в глаза интересные, заманчивые предложения: новые автомобили в топовой комплектации по баснословно низким ценам. Единственная цель такой рекламы – привлечь клиента в салон.
На торговой площадке можно встретиться с следующими неприятными моментами:
- В салоне не окажется нужной машины: даже если вы буквально за час до визита разговаривали с менеджером, выяснится, что автомобиль в выбранной вами комплектации буквально пять минут назад был куплен. Расчёт на то, что клиент уже настроился на покупку, отказываться от сделки он не захочет, поэтому ему можно предложить более дорогую машину. Разница может достигать 10-30 тысяч рублей.
- Обман на автокредите часто связан со специальными банковскими программами. Продавец предлагает беспроцентный кредит через автосалон, а на самом деле на машину просто изначально ставится более высокая цена. В итоге разница оказывается равна сумме процентов, которую клиент должен выплатить по кредиту.
- Самый неприятный обман автокредит может принести, если машина имеет серьёзный дефект. При транспортировке автомобиль может получить вмятину или иное повреждение, возможен и заводской брак. Если заёмщик невнимательно отнесётся к сделке и не заметит дефект, потом будет тяжело доказать, что машина изначально была повреждена. Поскольку кредитный договор уже заключён, и деньги перечислены в банк, будет очень непросто добиться справедливости.
Чтобы приобрести хороший автомобиль, покупатель не должен стесняться спрашивать, осматривать и проверять. Лучше показаться «занудой», чем потом оспаривать сделку и пытаться добиться гарантийного ремонта. Если вы не особенно хорошо разбираетесь в машинах, лучше прийти в салон вместе с профессиональным механиком.
Обязательно нужно проверять документы на машину, особенно если речь идёт о подержанном транспорте. На новый автомобиль обязательно выдаётся гарантийный талон, правила обслуживания по гарантии прописываются в договоре.