База залоговых автомобилей – инструмент проверки, позволяющий определить, числится ли тот или иной автомобиль под банковским обременением, или его можно приобретать без опасений. Предполагается, что такая база должна быть единой по всей стране, но пока система далека от совершенства.
При этом число мошеннических сделок по продаже заложенных машин растёт и постепенно приобретает общероссийский масштаб. База машин в залоге должна содержать данные из банков, ломбардов, полиции и других служб.
Существует ли в России единая база залоговых автомобилей?
До недавнего времени постоянно звучал вопрос: когда будет единая база по залоговым автомобилям? Её необходимость назрела давно, и с 1 июля 2014 года в России заработал такой ресурс.
Он призван объединить информацию со всех банков и иных финансовых организаций, чтобы покупатель мог за один раз проверить, насколько безопасно покупать ту или иную машину. Единая база залоговых автомобилей доступна для любого интернет-пользователя, будь то частное лицо или организация.
Всероссийская база залоговых ТС позволяет проверить статус машины с помощью VIN-кода. Это уникальный индивидуальный код, который имеет каждая машина, и который должен знать каждый владелец.
Продавец должен сообщить этот код покупателю: если он отказывается, это первый признак того, что сделка не будет честной. Код также позволит выявить, участвовала ли машина в авариях, не числится ли она в угоне или в розыске после каких-нибудь происшествий.
Формально система работает уже не один месяц, но Единая база залоговых авто до сих пор не стала по-настоящему результативным инструментом борьбы с мошенничеством. В её работе есть сразу несколько недостатков, которые мешают ей нормально функционировать:
- Банки до сих пор не обязаны передавать информацию в базу. Формально после заключения сделки и подписания кредитного договора в реестр должны поступать сведения о том, какой автомобиль находится в залоге и на какой срок. Стоимость этой услуги для банка составляет всего 199 рублей, но и такие расходы многие финансовые организации считают лишними.
- В базу не передаётся информация из автоломбардов. Деятельность таких компаний вообще с трудом поддаётся контролю, так как сделки не фиксируются в бюро кредитных историй, а некоторые организации даже не забирают ПТС у клиента. В итоге, даже если авто нет в базе, оно всё равно может числиться в кредитном ломбардном залоге.
- Банки не заинтересованы в том, чтобы информация своевременно поступила в базу. Им необязательно искать клиента, перепродавшего автомобиль, достаточно найти и изъять саму машину. В результате беззащитным оказывается только покупатель, который никак не сможет проверить продавца и защитить свои права.
- Техническое исполнение Единого реестра тоже далеко от совершенства. Разработчики уверяют, что пока запущена только тестовая версия, а в дальнейшем она будет исправлена. Тем не менее, сейчас система остаётся далеко не самой работоспособной.
Пока Единая база данных залоговых автомобилей не оправдывает своего названия: в неё занесены данные только о сделках последнего года, а все более ранние кредиты оказываются неучтёнными. Сервис нуждается в значительной доработке, и когда она будет выполнена, неизвестно.
Другие варианты проверки статуса автомобиля
Хотя государственный реестр пока далек от совершенства, он является далеко не единственным вариантом. Есть и ещё несколько сайтов, услуги которых позволят проверить статус того или иного автомобиля. Коммерческая база данных залоговых авто зачастую оказывается более полезной и работоспособной, чем государственная, и воспользоваться ей может любой человек, знающий индивидуальный код автомобиля.
Получить информацию о машинах можно с помощью следующих порталов:
- ruvin.ru –крупная база автомобилей в залоге, в которой содержится информация более чем о 3 млн. кредитных автомобилей.
Партнёрами сервиса являются более 90 банков, в числе которых есть и крупные организации с большим количеством клиентов. Пользование сервисом обойдётся в 199 рублей, оплатить его услуги можно с помощью электронного кошелька или счёта мобильного телефона.
- banki.ru – серьёзный ресурс, который предоставляет сведения о различных банках. Здесь же содержится информация о различных кредитных автомобилях, воспользоваться ей можно после регистрации.
Стоимость запроса составит 3000 рублей. Минус сервиса в том, что он предоставляет информацию только о банковских залогах, данных об угонах и авариях здесь нет.
- avtokod.mos.ru – сервис, требующий регистрацию, но работающий бесплатно. С его помощью можно получить точные данные о том, является ли автомобиль залоговым имуществом и в каком банке, числится ли он в угоне и т. д.
Это один из самых полезных порталов, единственный минус его работы – медленная обработка запроса. Ждать придётся около 15 минут.
- Ещё одним источником информации, пусть и не самым надёжным, станет Национальное бюро кредитных историй. Организация позволяет получить сведения из нескольких бюро, поэтому шанс найти нужную машину велик. Стоимость одного запроса составит 300 рублей.
Таким образом, база данных автомобилей в залоге у банка существует и не одна. Пусть её использование не даёт абсолютной гарантии, с большой вероятностью можно найти кредитную машину и проверить слова продавца.
Один из вариантов проверки – базы данных ГИБДД. Криминалистическая экспертиза позволит уберечься от покупки краденой или разыскиваемой машины, а в последнее время полиция всё активнее сотрудничает с банками в поисках должников. При снятии машины с учёта обязательно будет проверяться её статус. Если же автомобиль с учёта не снят, покупателю стоит насторожиться.
Ещё один верный признак кредитной машины – отсутствие ПТС. Во всех случаях необходимо обращать внимание на личность продавца, состояние машины и все остальные признаки.