Ключевой особенностью системы trade-in является юридическая безопасность и быстрота проведения сделки. По статистике в России каждое девятое новое иностранное авто продаётся по данной системе. В пользу системы также говорит более чем вековой опыт развитых стран. Trade-in – это цивилизованный автомобильный рынок.
Ранее существовало два традиционных способа покупки автомобиля: в кредит или за наличные. Сегодня в практику начинает входить взаимозачёт по системе обратного выкупа.
Сущность системы и ее возникновение
Зачёт по системе trade-in – это возможность в одном месте купить и продать автомобиль, при этом стоимость старого авто засчитывается в цену нового.
Данный способ возник в США на рубеже 19-20 веков. Владельцы транспортных средств, желая приобрести другой автомобиль, не ведали, как поступить с подержанным. Решение этой проблемы создало систему trade-in, и она оказалась настолько востребованной, что за рубежом и сегодня автомобили продают или посредством аукционов, или по системе зачётов trade-in.
Краткие цифры:
- в Англии и Германии примерно 50% всех автомобилей покупается по схеме trade-in в течение года;
- В США цифра достигает 60%;
- В мире – около 25%.
Услуга trade-in в России постепенно набирает обороты. По состоянию на 2009 год обыкновенные автоцентры имели 3 продажи авто в месяц, сегодня – это несколько десятков в месяц и даже более. Эта цифра будет расти, поскольку рынок б/у моделей иностранного и отечественного производства составляет около 1000 моделей и миллионы автомобилей.
Но следует помнить, что рынок России молод, а схема trade-in на нем и вовсе. Это означает:
- не полностью отрегулированную законодательную базу;
- хаотичный рынок;
- слабую осведомлённость потребителей об услуге;
- отсутствие одинаковых стандартов для автосалонов.
Поэтому, если вы приняли решение воспользоваться такой схемой покупки авто, то следует детально в ней разобраться.
Преимущества и недостатки услуги
Преимущества:
- Сохранение времени и удобство. Договор зачета авто по системе «трейд-ин», как и ведение всех юридических вопросов берет на себя автодилер от начала и до окончания сделки. Естественно, что не нужно будет простаивать очереди в ГИБДД. Снятие-постановка подержанного и нового авто происходит на месте
- Экономия финансов.
- Вы избежите расходов на рекламу, мобильную связь, предпродажную подготовку и, главное, сэкономите драгоценное время.
- Личная безопасность.
- Исключается риск столкновения с мошенничеством
- Проверка и гарантия исправного технического состояния транспортного средства.
- Все продаваемые авто подлежат диагностике, после чего устраняются дефекты, если таковые имеются
- Легальность.
- Документы тщательно проверяют.
- Обыкновенная продажа, простой процесс.
- Порой клиенту нужно просто продать транспортное средство без покупки другого. Такая сделка происходит обычно в день обращения.
Основным недостатком является оценка стоимости машины автоцентрами. Иногда цена автодилера может быть на порядок ниже рыночной. Иллюзий по этому поводу питать не стоит, а стоит разобраться, справедливо занижена цена либо нет.
Цену занижают по таким причинам:
- С целью привлечения клиентов, дилеры часто говорят, что готовы принимать абсолютно все машины. На деле, чем современнее и востребованее марка, тем на большую стоимость можно рассчитывать. К тому же, дилеры часто стараются брать авто тех марок, которые продают у себя в салоне
- Диагностирование технического состояния авто дилеры проводят своими силами и на месте. Учитывая, что автосалоны – это коммерческие структуры, то им выгодно занижение стоимости. Поэтому, если вы не сильно разбираетесь в технических вопросах, надеяться на объективность механика сложно.
- Отличие рынка «трейд-ин» Европы в том, что там есть единый метод оценки автомобилей, а конкретно, каталоги, по которым можно посчитать остаточную цену авто. В России такого метода пока нет, поэтому дилеры создают собственные.
Следует также помнить, что автосалон несёт ряд затрат, а именно:
- оплата труда сотрудников;
- средства, затраченные на рекламу;
- юридические услуги и др.
Все издержки учитываются салоном и оплачиваются клиентом. Плюс ко всему, у каждого клиента разный вкус, а выбор варианта нового авто может быть ограничен либо навязываться салоном.
Существует общая унифицированная формула потери стоимости авто в зависимости от срока эксплуатации. Обычные авто теряют в цене 20% в течение первого года и 10% за каждый последующий. Авто премиум-класса 30% в первый и 15-20%, соответственно, в последующие.
Ликвидные и неликвидные автомобили
Если все-таки принято решение воспользоваться услугой, стоит знать, какие машины автосалон с наибольшей вероятностью возьмет в продажу:
- Юридически «чистое» транспортное средство.
- Хорошее техническое состояние и внешний вид.
- Один владелец.
- Иномарки до 5-6 лет и отечественные до 3 лет.
- Авто средней ценовой категории.
Ещё детальней следует обозначить, какие машины не берут в зачет «трейд-ин»:
- Машины, которые числятся в угоне.
- Авто, не прошедшие растаможку.
- Владельцу машины с правым рулём с большой вероятностью будет отказано.
- Машина – предмет залога.
- Автомобиль – участник серьёзной аварии.
- Наличие нескольких хозяев затрудняет продажу.
- Если машина эксклюзивная, очень дорогая или советская, то такое транспортное средство отбор не пройдёт.
- Фигурирование автомобиля в судебных спорах.
- Транспортное средство старше 10 лет.
- Авто под арестом.
«Трейд-ин» и кредитование
В последнее время стала предоставляться услуга trade-in на кредитные машины. Ранее, если имелся кредит на машину, то для того, что бы ее продать, необходимо было в полном объеме погасить задолженность в банке. С новой услугой кредит перестал быть преградой для продажи авто. Теперь возможно приобретение новой машины, обменяв подержанную в кредите.
Единственной особенностью является большой первоначальный взнос за новое авто – 30-50%. Поэтому необходимо знать, хватит ли оценочной стоимости на первый взнос. Также учитывается сумма и сроки погашения кредита.
Хорошей новостью является то, что большая часть дилеров готова работать с любыми кредитными программами, как потребительскими, так и традиционными автокредитами.
По мере формирования среднего класса и развития экономики, автомобильный рынок будет входить в правовое поле и своего клиента и покупателя обретёт.