Иногда бывает так, что любая покупка перестаёт радовать – из-за незамеченных ранее дефектов, неудобства и других причин. В полной мере это касается и машин. Что делать в такой ситуации? Возврат автомобиля в автосалон вполне осуществим на основании Закона «О защите прав потребителей», нужно только знать, в каких случаях это допускается.
Обнаружено плохое качество
Итак, автомобиль куплен. Даже если при покупке был совершён осмотр (порой покупатель ленится сделать и это), через некоторое время может выясняться: не работает какой-либо датчик, система отопления неисправна, что-то стучит… В общем, дефекты бывают разные. В «Законе о защите прав потребителей» ясно сказано: если качество машины – ненадлежащее, то можно сделать следующее:
- Возвратить транспортное средство в автосалон, потребовав за него всю уплаченную сумму денег.
- Обратиться в салон с требованием заменить авто полностью идентичным (по марке и модели, характеристикам, комплектации). Конечно, есть возможность получить на замену и другую марку (или иную комплектацию). При этом должен совершаться перерасчёт стоимости, в результате которого организация обязана вернуть «лишние» деньги. В ином случае покупателю придётся доплатить.
Но следует помнить, что подобные претензии можно предъявлять только в течение 15 дней от того момента, как автомобиль был куплен. Очень хорошо, если дефекты обнаруживаются уже при проверке авто до подписания акта приём-передачи.
В этом случае менеджеры обязаны сразу заменить машину, или бесплатно устранить недостатки. Именно в течение полумесяца можно осуществить возврат автомобиля в автосалон по гарантии без проблем, позже это будет сделать гораздо труднее. Гарантия распространяется на такие случаи:
- Если недостатки признаются существенными и неустранимыми. Таковыми считаются те, что требуют дополнительных затрат на ремонт или много времени на устранение. Сюда относятся и те дефекты, которые исправлялись неоднократно (и без результата).
- Если были нарушены сроки устранения недостатков, то автовладелец вправе требовать замены машины. Такие сроки – 45 дней.
- Если человек постоянно остаётся без автомобиля вследствие ремонтных работ, то есть больше 30 дней в течение года гарантии.
Что делать, если выявлены недостатки?
Не стоит сразу обращаться в Роспотребнадздор или суд. Сначала нужно попробовать уладить вопрос с автосалоном. Если это – хорошая организация, которая держится за свою репутацию, то проблем не должно возникать в принципе. Что же необходимо сделать?
Написать претензию, где достаточно подробно описываются причины, по которым владелец авто хочет его вернуть в салон. Составить претензию грамотно поможет юрист. Если это невозможно, то надо знать, что в этом документе указывается следующее:
- Ф.И.О. автовладельца, его паспортные данные;
- Полное описание автомобиля (марка, номер, характеристика и т.д.);
- Какие неисправности имеются, сколько раз они исправлялись;
- Указание на то, что машина эксплуатировалась только по правилам;
- Если ремонт осуществлялся в совокупности больше месяца за гарантийный год, это нужно вписать обязательно.
К претензии прилагаются все документы, которые могут подтвердить проведение ремонтных работ (например, наряд-заказ). Можно приложить бумаги по экспертизе автомобиля, если она проводилась.
Когда претензия направлена в автосалон, его руководство должно принять решение: удовлетворять ее или нет. В последнем случае будет отказ в письменной форме (или вообще ничего). Вот тогда можно обращаться в суд. Если вопрос решается положительно для клиента, то возврат или обмен автомобиля в салон должен произойти не позже 20 дней с момента подачи претензии, а если машину нужно ждать из-за границы (на обмен), то не более 1 месяца.
Конечно, можно сразу идти в суд. Но при этом будет потрачено гораздо больше времени и сил. Да и денег – тоже. Если дело будет выиграно, то все расходы возместят. Истец может получить и моральную компенсацию. Но нервов человек потеряет много.
Заявление в суд должно содержать практически ту же информацию, что и претензия, плюс данные об автосалоне, подтверждение досудебного разбирательства (копии бумаг).
Перед любыми заявлениями стоит провести экспертизу, даже если это потребуется оплатить из своего кармана. Ее результаты будут самым главным доказательством.
А если автомобиль куплен кредит?
Автовладельцев кредитных машин вопрос возврата некачественного железного коня волнует вдвойне – ведь он пока находится в залоге у банка, а денежные взносы нужно делать постоянно. В этой ситуации помощь могут оказать специалисты страховой компании (как правило, кредитное авто страхуется КАСКО).
Банк тоже заинтересован, чтобы транспортное средство находилось в хорошем состоянии до конца срока действия кредитного договора. Но это касается такой ситуации, когда машину можно заменить.
Возврат кредитного автомобиля в автосалон означает, что договор на куплю-продажу будет разорван. Соответственно, и деньги, уплаченные по кредиту должны вернуться. Для этого следует написать заявление в банк, подкрепив его всеми документами, касающимися возврата авто.
После разрыва кредитного соглашения нужно не забыть взять справку о том, что банковская организация никаких претензий к бывшему клиенту не имеет. Печально, но проценты, которые заёмщик успевает оплатить за время пользования некачественным автомобилем, в большинстве случаев не возвращаются (и это действительно законно).
Поэтому владельцу такой машины всё-таки лучше требовать обмена в салоне. Даже в суде уплаченные проценты могут убытками не признаваться. А если заёмщик не будет делать взносы, пока идёт разбирательство, то в банке еще начисляются и штрафы, которые тоже придётся оплачивать.
В общем, возврат авто обратно организации – продавцу – всегда проблема. Но оставлять некачественный товар у себя смысла не имеет, особенно если под его покупку взят кредит. Можно сначала попытаться обменять автомобиль, а если и замена будет плохой, тогда уже решаться на разрыв кредитного договора с банком.