Финансовая ситуация в России такова, что далеко не все семьи способны купить новый отечественный автомобиль даже в кредит. Высокие банковские ставки и необходимость страхования КАСКО сделали программы кредитования большинства банков слишком дорогими. В целях поддержки отечественного автопрома и помощи гражданам в послекризисный год была разработана программа госсубсидирования, позволяющая приобрести автомобиль по более дешёвым кредитам. Каковы условия госсубсидии на авто?
Первоначальный вариант программы госсубсидирования
Программа 2009 года была предложена В.В. Путиным, в то время занимавшим пост председателя правительства. В это время экономика страны серьёзно пострадала от мирового финансового кризиса, и отечественных автопроизводителей ожидал серьёзный спад спроса и большие убытки.
Президентская программа автокредитования должна была стимулировать спрос на отечественные машины, заодно повышая благосостояние граждан.
Льготная программа кредитования предполагала, что государство компенсирует часть банковских процентов, что поможет значительно уменьшить ежемесячные взносы по автокредитам на недорогие автомобили, сделав их ещё более доступными.
Размер льготы составлял 2/3 ставки рефинансирования, то есть процентная ставка по кредитным программам уменьшалась примерно на 5%. Условия субсидирования автокредита предлагались следующие:
- Льгота распространялась только на отечественные машины, цена которых не превышала 350 000 рублей. По ценам 2009 года это означало, что фактически под действие этой программы попадали только автомобили «Автоваза», то есть условия госсубсидирования на покупку автомобиля касались не всех производителей.
- Минимальный первый взнос по президентскому автокредиту должен был составлять не менее 30%. Это достаточно крупная сумма даже по меркам отечественных цен, поэтому кредит оказался не настолько доступным, как предполагалось.
- В программе могли участвовать только легковые автомобили. Автобусы, грузовики и иной коммерчески транспорт можно было взять в автокредит только на общих основаниях.
- Получить кредит можно было только в самых крупных банках с большим уставным капиталом. При этом часть акций в них должна была принадлежать государству. Оказалось, что эти условия госсубсидирования на а/м оказались под силу только нескольким банкам Сбербанку России, ВТБ24 и Россельхозбанку.
Из-за стольких недоработок программа не принесла ожидаемого результата, так как её нельзя было назвать дешёвой и доступной. Льготный кредит все равно требовал больших единовременных затрат на первоначальный взнос, а выбор автомобилей по нему оказался очень маленьким. Однако и на таких условиях только за 2010 год было выдано более двухсот тысяч льготных кредитов.
Новый вариант программы госсубсидирования
С 1 июля 2013 года вступил в действие новый вариант программы выдачи льготных кредитов, при этом условия госсубсидии на покупку автомобиля в 2013 году были значительно доработаны. Это позволило сделать государственный автокредит действительно выгодным и востребованным. Изменения коснулись следующих параметров:
- Максимальная стоимость автомобилей, доступных по льготному автокредитованию, увеличилась до 750 000 рублей. Это существенно расширило список доступных автомобилей.
- В новую программу были включены не только собственно российские машины, но и иномарки, которые собираются на предприятиях Российской Федерации. В их числе оказались такие популярные марки, как «Фольксваген», «Хёндай», «Шевроле» и многие другие. Поскольку предприятия находятся в России, налоги они отчисляют в российские бюджеты, кроме того, они предоставляют рабочие места российским гражданам. Все это позволило включить автопредприятия в государственную программу по выдаче льготных кредитов на покупку продукции.
- Был расширен список банков, которые смогли участвовать в программе кредитования. В неё смогли войти такие крупные учреждения, как ЮниКредит банк, Альфа-банк и многие другие. В результате покупатели смогли выбирать более доступные и выгодные программы, в которых более низкий процент дополнительно компенсировался государственной субсидией.
- Первоначальный взнос был уменьшен до 15%. Это избавило покупателей от необходимости сразу выплачивать очень большую сумму, и для многих семей такой кредит стал доступным решением.
Некоторые условия госсубсидии на автокредит в 2013 году остались неизменными: программа по-прежнему распространялась только на наёмных работников, а не на предпринимателей, и по ней можно было приобрести только легковые автомобили.
Примерные условия: автокредитование с госсубсидированием Россельхозбанк предлагал поставке всего в 8% годовых. Приобретать можно было автомобиль до 750 000 рублей стоимости, первый взнос – 15%. Срок кредитования не должен был превышать 6 лет.
Завершение программы льготного кредитования
В декабре 2013 года власти неожиданно объявили о том, что с января 2014 года действие программы превращается. Это объяснили тем, что она выполнила свою задачу, нужный уровень спроса достигнут, и в льготных кредитах больше нет необходимости. Впоследствии вопрос о её возобновлении поднимался неоднократно, но пока нет никаких заявлений о реальных сроках новой выдачи льготных автокредитов.
Некоторые эксперты утверждают, что программа оказалась не настолько эффективной, как предполагалось, по другим источникам, в бюджете недостаточно средств на новую выдачу льготных кредитов. Между тем, в Минпромторг неоднократно обращались представители производящих компаний с требованием возобновить выдачу льготных кредитов.