Несмотря на постоянный выпуск новых моделей, по дорогам России ездит немало транспортных средств, собранных более 10-15 лет назад. Старые «Жигули» и «Волги» постоянно требуют ремонта, часто владелец не столько ездит, сколько постоянно ремонтирует, а избавиться от них и купить новый автомобиль не может. Выходом из такой ситуации является программа государственной утилизации старых машин.
Цели и значение программы
Закон об утилизации авто первоначально принимался еще в 2010 году: тогда был проведён эксперимент, по которому автомобилисты могли сдавать старый транспорт в утилизацию и получать за это значительную скидку при покупке новых машин отечественных производителей. Сроки действия программы были увеличены, и первая редакция продолжала действовать в течение двух лет. В 2012 году её действие было временно прекращено, однако с сентября 2014 года она вновь стала доступной сотням российских автомобилистов.
Сроки утилизации авто в этом году составят 4 месяца: сдавать машину в утиль с выгодой для себя автомобилисты смогут до конца декабря. Предполагается, что за это время в утиль будет сдано более 170 тысяч старых машин, на программу уже сейчас выделено 10 млрд. руб., перенаправленных с других вариантов поддержки отечественного автопроизводства. Постановление об утилизации авто преследует сразу несколько целей:
- Сделать безопаснее дорожное движение. Старый автотранспорт часто не соответствуют ни одной звезде по мировым рейтингам безопасности: в нём не предусмотрена даже минимальная защита для водителя и пассажиров. Кроме того, он может внезапно выйти из строя и создать аварийную ситуацию, что и происходит на российских дорогах.
- Улучшить экологическую ситуацию. Если машина месяцами стоит «на приколе», с неё в почву и в дальнейшем в грунтовые воды попадает машинное масло, ржавчина, бензин, соли тяжёлых металлов и т. д.
Во время движения уровень выхлопных газов и содержания вредных веществ в них во много раз превосходит допустимые значения. Удаление такого автотранспорта с улиц благоприятно повлияет на экологию страны в целом.
- Поддержать отечественного производителя и повысить спрос. Избавившись от старого транспорта, владелец получит возможность с выгодой для себя приобрести новый российский автомобиль, предложение касается не только чисто отечественных марок, но и иностранных представителей, сборка которых была проведена на территории России.
Минпромторг перечень автомобилей значительно расширил: особенно выиграют от программы утилизации производители «Форд», «Рено», «Фольксваген», «Хендай» и другие популярные компании. Все они имеют сборочные цеха в России, а значит, их продукцию тоже можно будет купить со скидкой от государства. Ещё одно новое условие: теперь под действие программы попадают и грузовики
Если отправить в утиль самостоятельно грузовик или микроавтобус, можно получить скидку на новый транспорт в размере до 350 000 рублей. Если воспользоваться программой «трейд-ин», скидка составит 300 000 р.
Программа по обмену автомобилей существует не только в нашей стране, так как это действенный способ ускорить товарооборот на рынке, а заодно, расчистить место для новых автомобилей. Некоторые дилеры предлагали варианты утилизации и раньше, но условия могли несколько отличаться от государственных.
Как можно сдать автомобиль на утилизацию?
Программа утилизации Минпромторга рассчитана на отечественные машины в возрасте от 6 лет и старше, при этом нет ограничения на срок владения. В результате человек может за бесценок приобрести у друга старый автомобиль, сдать его в утиль и получить 50 000 рублей на приобретение нового. Однако есть и ещё одно требование: он должен быть на ходу и в полной комплектности, так что оставить себе работоспособные запчасти не получится.
Как сдать дилеру авто в утиль по «трейд-ин»? Процесс переоформления включает несколько стадий:
- Владелец выбирает дилера, которому он сможет отдать свою машину, чтобы потом приобрести у него новую. Вариантов сегодня достаточно много, так как в программе изъявили желание участвовать практически все крупные торговые площадки.
- Оформляется доверенность, на основании которой дилер может отправить машину в утиль.
- Владелец оплачивает утилизационный сбор в размере 3000 рублей. В дальнейшем эти траты компенсирует скидка на покупку нового автотранспорта.
- Дилер снимает машину с учёта и передаёт утилизатору. Тот должен выдать свидетельство о приёме машины.
- Это свидетельство передаётся дилеру, и на его основании покупатель вправе приобрести новый транспорт из всего модельного ряда отечественных машин. Скидка в этом случае составит 40000 рублей на легковые машины и 300 000 – на подержанные.
По замыслу Минпромторга, утилизация «трейд-ин» позволит водителям без лишних хлопот поменять старые машины на новые с доплатой. Процесс не займёт много времени, и очень скоро человек сможет пересесть за руль совершенно новой модели. Даже скидка в 50 000 рублей оказывается очень весомой помощью, так как отечественные автомобили сами по себе стоят не особенно дорого.
Утилизатор, получивший автомобиль, должен полностью его разобрать, при этом с него сливаются остатки ГСМ, убирается проводка и пластик. Оставшийся корпус будет отправлен в переплавку, а иные детали утилизированы в соответствии с правилами. Это позволит извлечь максимум пользы из отжившей своё атехники и убережёт экологию от вредных веществ.