Автокредитование в 2014 году по-прежнему остаётся одним из самых востребованных банковских продуктов. Каждая вторая машина приобретается именно с привлечением заёмных средств, причём за прошлый год было выдано более миллиона автокредитов, а по прогнозам специалистов, в этом году цифра только вырастет. Статистика автокредитования 2014 позволяет увидеть несколько интересных тенденций, которые касаются не только России, но и других государств.
Особенности кредитования на машины в 2014 году
Условия автокредитования в 2014 году стали мягче и доступнее, чем в предыдущем. Растёт число автокредитных программ, в которых заёмщикам предлагаются дополнительные льготные возможности: кредит теперь можно оформить за несколько минут без первого взноса, справок о доходах и даже без обязательного получения страховки КАСКО. Однако все эти льготы в дальнейшем приводят к увеличению стоимости кредита, что, однако, не снижает их популярности.
Интересная особенность – на рынке всё более растет количество кредитов, выданных кептивными банками. Так называют финансовые организации, являющиеся частью концерна-производителя. В России уже активно предлагаются кредиты от «Тойота Банка», «компании «Фольксваген Банк Рус» и т. д.
Их назначение понятно: изготовитель не хочет делиться прибылью со сторонними банками, поэтому доля собственных кредитов начинает увеличиваться. Это выгодно и для заёмщика: за счёт партнёрства с автосалонами в таких банках можно получить очень выгодные скидки.
Позитивных моментов немало, однако аналитики отмечают и несколько тревожных черт. Обеспеченные кредиты всегда больше привлекали банковские организации, но сейчас тенденции начали меняться:
- Растёт число невыплаченных долгов по условиям автокредитования 2014 года. Поскольку займы выдаются без проверки реальных доходов существенной части заёмщиков, наблюдается рост кредитных долгов населения.
За прошлый год сумма невыплаченных автокредитов составила 457,7 тысяч рублей, а в этом году сумма не только не уменьшается, но и продолжает увеличиваться. В числе проблемных регионов остаются обе Российские столицы, Краснодарский край, Татарстан и некоторые другие.
- Несколько замедляются темпы роста продаж автомобилей в целом. Первоначальные прогнозы экспертов были выше достигнутых результатов, что можно объяснить несколькими факторами: это и постепенное насыщение рынка, и рост цен на автомобили, и финансовая нестабильность в стране.
- Одно из самых больших разочарований для водителей - госфинансирование автокредитов в 2014 году было прекращено, и пока неизвестно, будет ли эта программа существовать в дальнейшем. Она направлена на поддержку отечественного производства автомобилей, в том числе так называемых российских иномарок, поэтому она была очень важна именно для малообеспеченных слоёв населения. Сейчас дилерские площадки вынуждены самостоятельно искать решения для увеличения спроса.
- Ещё новое в автокредитовании за 2014 год явление – повышенный интерес банков к кредитованию подержанных авто. Если раньше займы выдавались, в основном, на новый транспорт, то сейчас почти все салоны предлагают программу трейд-ин, подержанные машины в хорошем состоянии активно выставляются на продажу. Некоторые финансовые организации предлагают кредиты на покупку машин у частных лиц, но таких предложений пока что не очень много.
Также отмечается всё более тесное сотрудничество банков и страховых компаний. При получении автокредита практически обязательным является страхование по программам КАСКО, но сейчас к нему всё чаще добавляется требование застраховать жизнь и здоровье заёмщика. Это приводит к дополнительным расходам для клиента, но для банков это повышает надёжность займов.
Банки отмечают также рост случаев мошенничества в сфере автокредитования. Чаще всего они касаются перепродажи кредитных автомобилей, из-за чего покупатель оказывается в крайне затруднительном положении, а банки вынуждены получать автомобили через суд.
В целях борьбы с таким мошенничеством был сформирован единый реестр кредитных авто. Теперь, если банк не вносит в него информацию о выданном займе, в дальнейшем он не может претендовать на перепроданный автомобиль.
Ожидаемые кредитные ставки на автомобили 2015 не должны измениться в сторону повышения. Банки, возможно, станут более разборчивыми в отношении своих клиентов, однако рост процентных ставок не ожидается.
Ведущие банки в сфере автокредитования
Лидеры автокредитования 2014 – крупные банковские организации, предлагающие низкие процентные ставки, благодаря которым выдано максимальное количество займов. ТОП-5 этого года выглядит следующим образом:
- Банк «Возрождение». Ставка по кредиту начинается от 13,5%, приобретать можно новые автомобили в салонах. Срок кредитования – до 5 лет.
- Россельхозбанк предлагает кредиты на новые и подержанные машины по ставке от 14,5% годовых. Возможно кредитование на различные виды техники, первоначальный взнос – от 10% стоимости.
- Газпромбанк предлагает широкий выбор программ, нацеленных на разные марки. Минимальная ставка – 14,5% годовых, срок кредитования – 5 лет, действуют программы на новые и подержанные машины.
- ВТБ24 предлагает кредиты нескольких типов, рассчитанные на покупку новых отечественных и иностранных автомобилей. Процентная ставка – от 14%, есть возможность получить кредит на срок до 7 лет.
- Сбербанк России остаётся одним из лидеров автокредитования. Ставка здесь также начинается от 14,5%, однако на некоторые марки предлагаются льготные кредиты. По программам автокредитования 2014 есть возможность получить до 5 млн. рублей.
Во всех этих банках заёмщик должен обязательно застраховать купленный автомобиль, по большинству программ требуется обязательное подтверждение платёжеспособности.