Что делать, если попал в ДТП? Ситуация на дороге меняется каждую секунду, и любой водитель может стать участником дорожно-транспортного происшествия. В лучшем случае авария обойдётся без жертв и травм, и дело ограничится только механическими повреждениями автомобилей. Если столкновение уже произошло, участникам аварии нужно решить, кто в нём виноват, и каким образом будет компенсироваться ущерб, причинённый транспортным средствам. Именно для этого и нужны страховые компании.
Распространённые случаи на дороге: кто компенсирует ущерб
В России, как и во многих странах, действует система обязательного страхования ответственности, то есть в случае столкновения страховая компания виновника обязана погасить ущерб потерпевшей стороне. Кроме того, многие автомобилисты предпочитают дополнительное добровольное страхование КАСКО, суммы выплат по которому намного выше. С его помощью можно компенсировать урон, причинённый не только другим автомобилем, но и, например, ямой на дороге или упавшим деревом.
Рассмотрим несколько ситуаций:
- Водитель попал в ДТП, есть КАСКО и ОСАГО у обоих участников аварии. Пострадавшей стороне компенсируется ущерб по полису ОСАГО виновника аварии. Тот, кто виноват, вправе получить страховые выплаты по КАСКО, но в следующий период стоимость страховки для него окажется выше.
Главное преимущество КАСКО перед обязательным страхованием – вы вправе получить выплаты во всех случаях, предусмотренных договором, то есть даже тогда, когда сам водитель виноват в аварии. Если вы случайно врезались в столб, или машина слетела в кювет, страховая компания всё равно обязана компенсировать ущерб.
- Если в аварию попадает автомобиль, не застрахованный по КАСКО, но у водителя есть полис ОСАГО. Пострадавшему будет компенсирован ущерб по полису обязательного страхования виновника, однако сам он не сможет получить никаких выплат, и будет вынужден проводить ремонт за собственный счёт. Единственный плюс от такого страхования – к вам не будет претензий у пострадавшей стороны. Однако если по вашей вине была повреждена очень дорогая машина, и максимальной компенсации может оказаться недостаточно, разницу придётся доплатить. Сумму ущерба оценивает специальная экспертиза, если вы не согласны с её результатами, можно обратиться в суд.
- Самая неприятная ситуация для водителя: не по своей вине попасть в аварию, а у виновника нет полиса ОСАГО. Получить компенсацию можно только после иска в суд, причём может оказаться, что ответчику платить нечем, тогда ремонт придётся проводить самому. Однако если вы застрахованы по КАСКО, такой проблемы возникнуть не может.
Часто на форумах задаются подобные вопросы: «попала в ДТП, автомобиль на гарантии, страховка в КАСКО, кто должен возмещать ущерб»? Если вы не являетесь виновником, выгодно обратиться в страховую компанию, которая обязана погасить все расходы или отправить за собственный счёт машину в сервис. Гарантия распространяется не на все повреждения, а полная страховка и создана для того, чтобы решать все вопросы с повреждённым автомобилем.
Если водитель попал в ДТП, имея КАСКО, не виновен, то в дальнейшем авария не должна привести к увеличению стоимости страхования. Если же авария произошла по вашей вине, и подобное случилось не в первый раз, то страховая компания может расторгнуть договор, так как ей будет просто невыгодно дальнейшее сотрудничество.
Виновник аварии определяется исходя из зафиксированной картины на месте происшествия, а если вы не согласны с таким решением, то можно потребовать пересмотра дела через суд.
Как работает страховая компания, если автомобиль взят в кредит
При оформлении кредитного договора практически любой банк требует оформлении страховки КАСКО на приобретённое имущество. Эта мера призвана компенсировать ущерб банку, если машина будет уничтожена при аварии или угнана. Когда автомобиль в кредит попал в ДТП, КАСКО выплачивается в зависимости от размера ущерба и опасности повреждений. Возможно несколько выходов из ситуации:
- Если повреждения незначительны, страховая компания оплачивает ремонт наличными деньгами или отправляет машину в автосервис за свой счёт. Заёмщик при этом продолжает выплачивать кредит по старой ставке. Однако важно помнить, что после аварии уменьшается цена машины, то есть банк не сможет продать её за полную стоимость. Из-за этого размер процентной ставки может быть увеличен, и стоимость кредита увеличится.
- Если машина была разбита, она сгорела во время пожара и была угнана (на жаргоне страховщиков такая ситуация называется «тотал»), то банк становится выгодоприобретателем страховой выплаты. Деньги перечисляются в счёт оставшегося кредитного взноса, остаток может быть выдан на руки бывшему заёмщику. В результате водитель останется без машины, но и без долга, и это поможет ему избавиться от финансовой ответственности.
- Самая тяжёлая для заёмщика ситуация – машина была куплена в кредит без КАСКО, и она попала в ДТП. Если повреждения незначительны, заёмщику придётся самому оплачивать ремонт и продолжать выплачивать взносы в банк. Если же она была уничтожена аварией, то банк может расторгнуть договор и потребовать за раз вернуть всю оставшуюся сумму. Для заёмщика такое решение станет огромным долгом, который придётся выплачивать сразу или искать возможности перекредитования.
Таким образом, если автомобиль попал в ДТП, страховка КАСКО помогает компенсировать урон. Также она распространяется и на большинство несчастных случаев, когда нет конкретного виновника. Отсутствие страхования может обернуться для владельца автомобиля очень крупными неприятностями, даже если он уверен, что никогда не попадёт в аварию. Самая аккуратная манера вождения не гарантирует, что никто не врежется в вас. Несмотря на требования ГИБДД, до сих пор многие водители не имеют полиса ОСАГО, и добиться возмещения ущерба будет очень сложно.