Покупка машины в автосалоне – наиболее надёжный и безопасный для покупателя вариант, по сравнению с выбором автомобиля с рук или на авторынках. Однако и такая сделка таит в себе немало опасностей, поэтому нужно предельно внимательно изучить договор купли-продажи, чтобы знать и права, и обязанности обеих сторон. Бывает так, что нужной машины в наличии нет, и ваша очередь на неё подойдёт только через несколько месяцев. В этом случае салон предлагает оформить предварительный договор. Стоит ли на это соглашаться?
Для чего нужен предварительный договор
Если вы ищете редкий автомобиль, какую-то особую комплектацию, необычный цвет или очень дорогую машину, в салоне нужного товара может не оказаться, однако дилер берёт на себя обязательства доставить транспортное средство в указанный срок. При этом оформляют предварительный договор с автосалоном, который становится гарантией заключения окончательного договора и выплаты полной стоимости автомобиля самостоятельно или через банковские кредиты.
Предварительный договор предполагает внесение предоплаты – это залог и гарантия того, что покупатель не откажется от специально доставленного для него автомобиля. Однако здесь открывается широкое поле для всевозможных хитростей и злоупотреблений со стороны продавца.
Чем может предварительный договор купли продажи автомобиля в автосалоне грозить покупателю?
- Распространённая ситуация: после внесения предоплаты и заключения договора клиент долгое время ожидает нужный автомобиль. В итоге его приглашают в салон и говорят, что машина доставлена. Однако «по ошибке» привезли машину в более дорогой комплектации или не того цвета. В итоге автомобиль оказывается немного дороже, и покупателю нужно доплатить. Есть альтернатива: отказаться от договора и потерять уже внесённый залог. В большинстве случаев клиент предпочитает доплатить, хотя ему это и невыгодно.
- Ещё одна схема – продажа прошлогодних автомобилей, к которой салон прибегает, чтобы избавиться от залежавшегося товара. К примеру, покупатель осенью заключает предварительное соглашение о поставке и продаже новой модели. Автомобиль приходит только весной, однако дата выпуска – уже прошлый год, при том, что стоит он, как новейшая модель, только что сошедшая с конвейера. Доказать, что с вами обошлись несправедливо, сложно, так как салон выполнил обязательства, взятые на себя в прошлом году.
- Автосалон может схитрить ещё и при расчёте курса валюты. Если вы хотите заказать машину из-за рубежа, в договоре указывается количество у. е., которое придётся заплатить. Однако, когда машина доставлена, курс у. е. внезапно меняется, и приходится доплатить существенную сумму. Обезопасить себя от этого можно, потребовав сразу назвать точную сумму в рублях, а не в валюте. Любой российский салон обязан это сделать, даже если он работает только с иномарками.
- Доставленный автомобиль может иметь какие-либо дефекты: царапины, вмятины и т. д. Салон может попытаться скрыть дефект или отделаться незначительной скидкой.
Отказ от покупки автомобиля в автосалоне при составленном предварительном договоре всегда приводит к убыткам, доказать свою правоту можно только в суде, и то неизвестно, чем закончится судебное заседание. Именно поэтому нужно предельно внимательно подходить к оформлению предварительного и. тем более, окончательного договора купли-продажи. Обращайте внимание на репутацию салона, убедитесь, что данный пункт продаж действительно является официальным представительством компании-изготовителя.
Как избавить себя от риска мошенничества
Любой покупатель хочет приобрести автомобиль по возможности дёшево и быстро, поэтому важно знать свои права.
Если салон предлагает вам заключить предварительный договор, попросите показать типовой договор купли-продажи. Так вы сможете заранее узнать все условия совершения покупки в данной организации ещё до того, как машина будет доставлена. Можно будет сразу выяснить все непонятные пункты и решить, стоит ли сотрудничать с данной организацией.
Есть несколько способов решить проблемы с автосалоном без судебных разбирательств:
- При составлении предварительного договора убедитесь, что в нём чётко указаны сроки поставки машины и ответственность, которую понесёт салон за просрочку. Если там будет указано, что дилер вправе продлевать срок доставки, вы можете не ждать, что машину привезут быстро. Существенная неустойка, зафиксированная в договоре, заставит продавца по возможности поторопиться.
- Первый вопрос менеджера в салоне: на какую сумму вы планируете получить покупку? Покупатель называет приблизительную стоимость, продавец тут же называет доступные автомобили, которые будут немного дороже. Обычно клиент соглашается доплатить, так как уже не хочется уходить ни с чем. Решение: сразу назовите сумму несколько ниже той, которую вы предполагаете истратить. Тогда менеджер назовёт как раз подходящую по вашим финансам стоимость машины.
- Если товар не соответствует договору, или его цена неожиданно повышается, требуйте обратно залог с привлечением Отдела по правам потребителей. Чтобы уладить конфликт, продавец должен будет пойти на уступки, и вы сможете получить либо машину за приемлемую стоимость, либо деньги.
Ещё сложнее заключать сделку с салоном, если машину приходится покупать с привлечением средств банка. Предварительный договор автокредитования заключать нельзя, машина может вообще не прийти или оказаться слишком дорогой. Лучше выбирать салон, который является партнёром банка, чтобы все участники сделки смогли договориться. Рекомендуется приходить на все переговоры со своим юристом, чтобы на месте решать все возникшие вопросы.