
Президентская программа кредитования новых автомобилей представляет собой частичное финансирование банковских кредитов на покупку отечественных машин: заёмщик погашает не полную стоимость банковских услуг, а только часть, так как государство компенсирует 2/3 процентной ставки рефинансирования. Это означает снижение итоговой банковской ставки по кредиту более чем на 5%. Насколько выгодна такая программа? Кто мог ей воспользоваться?
История льготной президентской программы
Президентская программа на новые машины – народное название государственно субсидирование автокредитов, решение о котором было принято в период после финансового кризиса 2008 года. С 2009 года в России был принят проект, по которому покупатель, решивший приобрести новую отечественную машину, мог получить финансовую поддержку от государства.
Такая мера позволяла приобрести автомобиль бюджетного класса, так как была ориентирована, в первую очередь, на покупателей с невысоким уровнем дохода. Первоначально максимальная стоимость купленного автомобиля не могла превышать 600 000 рублей.
Президентская программа по автокредитованию с 2013 действует по новым правилам: теперь она распространяется не только на чисто российские машины, но и на те автомобили, которые собираются в России.
Во многих городах (Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Калуге и т. д.) расположены производственные комплексы, занимающиеся сборкой иномарок, ориентированных на российского покупателя. Это в большинстве бюджетные модели, для среднего класса автовладельцев.
Крупные автомобильные концерны стремятся расположить производство в других странах, чтобы снизить расходы на доставку продукции и оборудование производственных площадей.
Президентская программа автокредитования 2014 список автомобилей смогла существенно расширить: в него вошли все исконно российские машины, а также многие модели иномарок. Краткий перечень:
- Форд Фокус – популярная иномарка, приобрести которую в кредит до сих пор было не по силам многим гражданам. Льготное кредитование обеспечило подъем спроса на эту модель.
- Некоторые модели Renault в базовой комплектации. В список моделей вошли Renault Duster, Renault Fluence, Renault Logan, Renault Sandero и другие.
- Citroen C1, Citroen С3 Picasso, Citroen С5 и многие иные модели этой марки.
- Chevrolet Aveo и Chevrolet Niva. Это настоящая отечественная иномарка, то есть разрабатывалась она именно для российского покупателя, поэтому попадание её под действие госпрограммы вполне уместно.
- Hyundai Solaris и Hyundai Elantra.
- Kia Cerato, Kia Picanto, Kia Rio и другие модели.
Это неполный список, так как круг автомобилей, попадающих под действие льготного кредитования, оказался достаточно широк. Однако даже из приведённого перечня видно, что наиболее доступными оказались именно самые востребованные модели, которые уже давно пришлись по душе российскому покупателю.
Программа кредитования позволила снизить банковские ставки, тем самым понизив итоговую стоимость автомобиля, приобретённого в кредит. Это оказалось выгодным решением, и падение спроса на автомобильном рынке удалось заметно замедлить.
Другие важные изменения в программе автокредитования
Когда была принята президентская программа автокредитования 2014, описание заметно отличалось от варианта, приятного в после кризисное время. Изменения коснулись не только списка доступных машин и максимальной суммы покупки, но и некоторых других аспектов:
- С 30 до 15% был уменьшен первоначальный взнос. Это сделало кредит ещё более доступным, ведь раньше заёмщикам приходилось копить крупную сумму, прежде чем отправляться за кредитом.
- Увеличилось число банков, которые получили право участвовать в выдаче льготных займов. В их число вошли Росбанк, Альфа банк, Юниаструм банк и некоторые другие крупные кредитные учреждения. Несмотря на то, что планка уставного капитала была несколько понижена, участие в программе все равно осталось доступным лишь для крупных игроков банковского рынка, имеющих филиалы в разных российских городах.
- Как и прежде, кредит доступен только физическим лицам и распространяется только на новые машины, не зарегистрированные ранее.
Кредитная программа стала доступнее, поэтому она оказалась результативнее: в 2013 году с ее помощью удалось замедлить спад производства на крупной российском предприятии: предполагаемый спад должен был составить 8%, но в действительности уровень опустился всего на 2%.
Почему программа была свёрнута?
Президентская программа на покупку нового автомобиля в 2014 году прекратила свою работу. Неоднократно звучали предложения о её возобновлении, однако правительство ответило отказом. Было объявлено, что государственная помощь при автокредитовании достигла своей цели: существенного падения продаж на российском рынке удалось избежать. И то, что сейчас можно направить финансовые потоки в другие сферы:
- на обновление автопарка коммерческих автомобилей и
- помощь малому бизнесу.
В 2014 году несколько раз звучали предположения о сроках возобновления программы. В апреле заместитель министра Алексей Рахманов заявил о том, что государственные автокредиты вновь будут выдаваться с 1 июля, однако уже в мае министр Денис Мантуров сообщил, что сейчас необходимости в её введении нет.
Между тем просьбы о возобновлении госкредитования подавали представители Ассоциации автомобильных дилеров. Отсутствие льгот при кредитовании может оттолкнуть покупателей от выбора российских автомобилей в пользу недорогих иномарок, особенно благодаря специальным программам банков. Однако пока реакции на подобные заявления нет.
