Президентские автокредиты – народное название автозаймов, предоставляемых со значительной скидкой от государства. Президентское кредитование в России впервые начало использоваться в 2009 году, когда отечественная автомобильная промышленность нуждалась в государственной помощи для восстановления после международного кризиса. В это время были разработаны льготные кредитные программы, часть процентов по которым, погашал не заёмщик, а государство.
На кого распространялись такие программы?
Президентская поддержка автомобилей была разработана для поддержки бюджетного сектора производства, то есть для самых недорогих автомобилей, которые обычно покупают люди со средним достатком.
Президентская скидка на авто первоначально распространялась только на машины, стоимость которых не превышала 350 000 рублей, и которые были выпущены в России.
Президентская программа 2013 года на автокредит предложила более выгодные условия. Она начала действовать 1 июля 2013 года, и первоначально планировалось, что такие кредиты будут выдаваться в течение года с возможным продлением срока. Условия выдачи льготных займов:
- Скидка на покупку автомобилей должна была составить 2/3 ставки рефинансирования. В 013 году ставка рефинансирования Центробанка составляла 8,25%, то есть по данной программе в банке, попадающем под президентский кредит на авто, займы предоставлялись по ставке на 5,5% меньше обычной. Такая скидка позволяла получить кредит с минимальной переплатой.
- Срок кредитования не должен был превышать трёх лет. Это меньше, чем по обычным автозаймам, однако благодаря льготной ставке ежемесячный взнос был вполне приемлемым.
- Приобретать по этой программе можно было автомобили, не только собственно российских марок, но и иномарки, собранные на территории Российской Федерации. Это существенно расширило список доступных авто: в нем оказались некоторые представители модельного ряда «Хёндай», «Шевроле», «Фольксваген», «Ниссан» и многие другие. Однако стоимость автомобиля не должна была превышать 750 000 рублей, поэтому многие модели оказались доступны только в базовой комплектации. Автомобили премиум-класса по льготной программе кредитования недоступны.
- Новый президентский автокредит позволил в два раза уменьшить первоначальный взнос. В первой редакции программы он составлял 30%. впоследствии эта сумма уменьшилась до 15%. Это позволило сделать займ ещё более доступным для семей с невысоким достатком.
На президентское автокредитование банки могли рассчитывать только при наличии большого уставного капитала. Новая программа несколько смягчила требования, но все равно программа была доступна только самым крупным кредитным организациям.
Это было сделано для того, чтобы реализация государственного автокредитования была доступна только самым надёжным организациям. В их число вошли Сбербанк России, ВТБ24, Альфа-банк, Раффайзенанк и многие другие крупные компании.
Предоставление льготных займов позволило значительно поддержать отечественного производителя. Президентские скидки на автокредит только за 2013 год позволили автосалонам заключить более 250 000 сделок по всей России.
Программа оказалась успешной не во всех регионах, но в целом эффект от нее оказался положительным. тем не менее, она была прекращена досрочно: в декабре 2013 года было объявлено, когда заканчивается президентское автокредитование, и сообщалось, что в 2014 году займы на льготных условиях выдаваться больше не будут.
Каково будущее программы автокредитования со льготами?
Президентская кампания автокредитования по разным причинам была выгодна всем участникам: банки получали постоянный приток новых клиентов, желающих получить выгодный займ. при этом каждый банк получал полную оплату за свои услуги: часть денег шла от клиентов, часть – от государства. Покупатель мог выбрать автомобиль в рассрочку со значительной кредитной скидкой.
Например, в Россельхозбанке минимальная процентная ставка по льготному автокредиту составляла всего 8%. Отечественные производители автомобилей могли рассчитывать на увеличение сбыта по установленным ценам.
Однако президентский кредит на авто повлёк существенные расходы для бюджета, и это одна из причин, по которым программа была завершена досрочно. Назывались и другие причины:
- Государственное кредитование было призвано стимулировать рынок в период восстановления экономики после кризиса. Когда оно было завершено, появилась возможность продавать машины по обычным кредитам без необходимости дополнительного стимулирования рынка.
- Выдача льготных кредитов могла привести к дополнительной перекредитованности населения. В нашей стране и так многие семьи вынуждены выплачивать по несколько крупных долгов, а льготный процент позволил лишь ненамного уменьшить ежемесячные выплаты по автозаймам.
Несколько раз появлялись заявления о том, что программа может быть возобновлена. В первый раз такие утверждения звучали ещё в январе, при этом назывались разные сроки. В последний раз срок начала льготного кредитования назначался на 1 июля, однако в мае это решение было отвергнуть.
Пока рынок не показывает заметной негативной динамики, поэтому в Минпромторге траты на льготные кредиты считают излишними.
Альтернативные возможности получения льготных кредитов
Поскольку от государства помощи сейчас нет, производители вынуждены самостоятельно договариваться с банками о предоставлении льготных ставок. Не некоторые модели действуют специальные программы с льготными маркетинговыми ставками, начинающимися от 0%.
Такая рассрочка стала возможной потому, что сумму стоимости банковских услуг выплачивает автосалон, а не клиент. Кроме того, в некоторых банках предлагаются автокредиты на длительные сроки. Они позволяют выплачивать небольшие ежемесячные суммы.