Падение уровня продаж на российском авторынке уже давно не является новостью, и государство старается поддержать автопром в рамках каких-либо программ. Некоторые из них уже были реализованы в прошлые годы, некоторые пока только в проекты. Среди наиболее популярных госпрограмм в поддержку автомобильной промышленности стало предложение по утилизации старых автомобилей, которое действовало в 2010-2011 году.
Возвращение утилизации
Программа получила признание автомобилистов и продавцов и производителей машин, поэтому они неоднократно просили власти возродить её. В 2014 году — по предварительным прогнозам — авторынок ждёт грандиозный обвал — на 12-18%.
Чтобы стабилизировать ситуацию, по инициативе Дмитрия Медведева, премьер-министра Российской Федерации, госутилизацию авто возобновили.
Пока действие предложения будет распространяться всего на 4 месяца — с сентября до конца 2014 года. Сдать в утиль можно будет любые автомобили — как легковые, так и грузовые. По условиям программы можно будет реализовать 2 варианта:
- сдать авто и получить сертификат, который даст право на скидку при покупке нового транспортного средства;
- обменять имеющуюся машину на новую, с доплатой (аналогично системе трейд-ин).
В последнем случае все действия будут проходить в одной организации, которая является официальном дилером какой-либо автомобильной марки. В этом году ограничений по сдаче и покупке авто в области марок нет.
Поучаствовать в программе смогут не только физические лица, но и юридические — владельцы компаний и фирм. При этом нет ограничений и по соответствию типа машин — то есть можно купить грузовик при сдаваемом легковом автомобиле.
Планы и реальность госпрограммы
По предположениям Минпромторга, которые огласил Денис Мантуров (министр промышленности и торговли), за период действия предложения по утилизации будет продано около 170000 новых автомобилей. Уже точно известно, что на работу из федерального бюджета выделены средства — 10 млрд рублей — против 16 млрд, которые понадобились для реализации в 2010-2011 году.
В регионы деньги поступят как субвенции, и это -те средства, которые уже были выделены, - они просто будут перераспределяться по согласованию с Минфином.
Многие люди ждали в 2014 году возобновление программы субсидирования автокредитов. Но в Минпромторге решили, что это нецелесообразно, поэтому ожидаемого события в конце мая не произошло.
В августе власти заявляли, что утилизация старых авто будет распространяться и в сфере машиностроения, авиа- и судостроения, но пока предложение направлено только на поддержание авторынка.
Представитель компании «Рено» выразил надежду, что теперь рынок не будет обвален. Особенно беспокоились на этот счёт производители грузового транспорта — произошло снижение реализации на 20%.
А ведь в России сейчас более 50% грузовиков имеют возраст больше 15 лет. Представитель КамАЗа заметил, что около 45% этой массы составляют именно их тяжёлые автомобили, поэтому поддержка государства в этой сфере действительно им необходима.
Представитель компании «Форд» тоже согласен, что данная программа хорошо простимулирует обновление автомобильного парка в нашей стране. Интересно, что по возрасту он — один из самых старых в Европе.
Что хорошего ждать от утилизации
Уже упоминалось, что утилизировать можно будет любой автомобиль – в плане марки. Есть ограничения по возрасту – более 6 лет, но нет ограничений по времени владения авто (раньше оно должно было принадлежать хозяину не менее года).
При сдаче машины в утиль за сертификат можно будет выручить:
- за легковой транспорт – около 50000 рублей;
- за грузовой и коммерческий транспорт – до 350 тысяч рублей.
Авто будут реально оцениваться, специалисты рассчитают справедливую цену за сдаваемых железных коней. В 2010-2011 году просто выдавался сертификат на 50000 рублей.
Если автовладелец обменивает старую машину на новую модель по трейд-ин в рамках госпрограммы, то за неё он получит немного меньше денег.
Например, за авто весом до 3,5 т дадут скидку около 40000 рублей, за хороший грузовик – около 300000 рублей. Конечно, это немного меньше, чем при сдаче в утиль, но сама процедура займёт гораздо меньше времени и не требует много сил.
Почему вернули госпрограмму
«Российские автомобильные дилеры» - ассоциация, включающая в себя более 500 участников – компаний по реализации авто, направила письмо Мантурову. Просьбу поддержать авторынок они подкрепили анализом, основываясь на данных которого стимулирование продаж машин благотворно повлияет на всю экономику в целом.
Вообще положение на рынке реализации автомобилей стало критическим: по прогнозам в январе продажи не должны были упасть более, чем на 5%, а на деле получилось снижение до 18%. В секторе продаж автомобилей весом до 3,5 т этот показатель составил 10% - продано всего 1,41 млн шт.
Что ещё сделано для поддержки авторынка
Ситуацию на автомобильном рынке собираются стабилизировать не только за счёт госпрограммы утилизации автомобилей. Приняты и другие меры:
- запрещено закупать иномарки в посредством госзакупок (машины, производителями которых являются Казахстан и Белоруссия, иномарками не признаются) ;
- стандарт Евро-5, по которому сертификация грузовиков проходит по довольно жёстким правилам для обеспечения нужного уровня экологической безопасности, пока не введён в полной мере;
- субсидируются закупки автотранспорта для нужд МВД, некоторых других ведомств и регионов России.
Итоги прошлого периода программы
В результате реализации госпрограммы утилизации в 2010-2011 годах были получены такие показатели:
- сдано 600000 старых автомобилей;
- автовладельцы платили за утилизацию 3000 рублей за машину;
- выдавались сертификаты, стоимостью 50000 рублей.