ОСАГО – система обязательного страхования, которая, однако, защищает не самого владельца пользователя, а автомобиль, пострадавший по его вине. По полису ОСАГО компенсируется ущерб пострадавшей машине, страховку пластит компания виновника. Таким образом, ОСАГО, если попал в аварию, станет защитой от имущественных претензий и «разборок» на дороге. В России наконец-то появилась возможность решать такие вопросы цивилизованным путём без драк и погромов. Как работает эта система, и что должен делать водитель при возникновении аварии?
Принцип работы страхового полиса ОСАГО
Часто на форумах звучит вопрос: если попал в аварию, что делать с ОСАГО? Рассмотрим подробнее, что нужно сделать водителю при аварии, чтобы впоследствии получить компенсацию от страховщиков.
- После возникновения аварии главный вопрос, который будут задавать друг другу участники: кто виноват? Недопустимы никакие споры и конфликты на месте, а тем более, выяснение отношений с применением силы. Определять виновников и тех, кому предстоит оплачивать аварию, могут только сотрудники ГАИ и представители страховых компаний. Если есть пострадавшие, их нужно как можно скорее сопроводить в лечебное учреждение, а потом вернуться на место происшествия.
- Гаишники соберут все необходимые данные с места происшествия: это свидетельские показания, схема ДТП, данные о повреждениях, тормозном пути и т. д. К протоколам прикладываются записи с регистраторов, а также фотографии и видеозаписи, если они были сделаны непосредственно на месте аварии. Очень важно внимательно читать все протоколы, грамотно составить письменную объяснительную. Ни в кое случае нельзя подписывать пустые листы, которые могут дать инспекторы ГАИ, пообещав потом нарисовать схему.
- Когда все бумажные формальности на месте закончены, будет назначена экспертиза, которая должна выявить повреждения и точно оценить ущерб. В результате получится сумма, иск на которую будет предъявляться к страховой компании виновника. При этом оценка учитывает и степень изношенности машины. Поэтому нельзя получить компенсацию за подержанный и разбитый автомобиль, как за новый.
- В страховую компанию подаётся иск о выплате компенсации. Она начисляется и за повреждения имущества, и за вред, причинённый здоровью другого участника аварии. Максимальные суммы ограничены законодательно: так компенсация за повреждённое или уничтоженное имущество не может превышать 120 000 рублей. Если сейчас попадаешь в аварию, ОСАГО деньгами выплачивает относительно небольшую сумму, но сейчас разрабатывается проект увеличения компенсации, связанный с заметным повышением тарифов.
В результате пострадавший получает компенсацию на восстановление автомобиля, а виновник аварии должен будет проводить ремонт за свой счёт. При этом особенно сложные ситуации возникают, когда серьёзные повреждения получил дорогой автомобиль, и сумма ущерба намного превышает максимальный порог, установленный по ОСАГО. В этом случае виновник обязан выплачивать разницу самостоятельно, и этот процесс может затянуться на неопределенный срок.
Если сразу определить виновника не удалось, то назначается дата судебного разбирательства, во время которого оба участника должны доказать свою правоту. Суд определит меру вины каждого водителя в создании аварийной ситуации, и соответственно будет решён вопрос с выплатой компенсаций.
Как рассчитываются компенсации за повторные ДТП?
Иметь полис ОСАГО обязаны все водители, но стоимость начисляется по сильно различающимся тарифам. На это влияет не только марка автомобиля и его мощность, но и некоторые другие важные параметры:
- Стаж вождения. Начинающие автомобилисты всегда вынуждены платить больше, пока стаж не достигнет трёх лет. Это вполне объяснимо: новичок за рулём допускает намного больше ошибок, а значит, и риск аварийных ситуаций увеличивается в разы.
- Наличие нарушений и повторные аварии. Очень скоро вступит в силу правило, по которому каждое ДТП по вине данного водителя будет увеличивать стоимость страхования ОСАГО на треть. Если же он допустит повторное нарушение, то цена полиса будет увеличена на 80%. Это хороший стимул соблюдать правила дорожного движения и не спешить.
- Отсутствие нарушений. Если водитель в течение нескольких лет не попал по своей вине ни в одну аварию, то страховка для него окажется значительно дешевле. Это удобно для опытных водителей, которые используют «автогражданку» только по обязанности, хотя сами они практически не нуждаются в страховании.
В итоге каждое новое ДТП будет оборачиваться большими, хотя и отложенными по времени убытками. Страховая компания компенсирует ущерб непосредственно при аварии, но впоследствии она получит своё за счёт увеличенных тарифов. Раньше такая проблема решалась водителями с помощью простой смены страховой компании, но теперь разработана единая база, и запрос позволит узнать всю дорожную историю данного клиента.
Как выплачивается компенсация за новый автомобиль?
Выплата после аварии за новый автомобиль, купленный в кредит, обычно осуществляется по системе КАСКО. Это обязательное условие получения займа, поэтому автомобиль оказывается защищённым в случае дорожной аварии, даже если она происходит по вине водителя. Если же он оказался невиновным, страховая компания компенсирует ущерб либо отправляет машину в ремонт за свой счёт, а затем направляет иск к страховщику виновника аварии.
Если машина была уничтожена при аварии (используется страховой термин «тотал»), то сумма компенсации направляется в банк для уплаты долга, а заёмщик получает на руки остаток. Если же размера компенсации по каким-то причинам оказалось недостаточно, то заёмщик сам будет выплачивать остаток.