Большая часть автомобилей в нашей стране приобретается с помощью автокредитов. Цена новых машин высока, средней зарплаты в России явно не хватит, чтобы быстро накопить на столь крупную покупку. Отечественные автомобили пользовались популярностью, в основном, за счёт невысокой стоимости самой машины и недорогого обслуживания, но недавно появился ещё один стимул для их покупки: льготные государственные программы по автокредитованию. В чём суть программы на новые авто «АвтоВАЗа», насколько они доступны, и стоит ли ими пользоваться?
Смысл государственной программы кредитования
Автомобильная отрасль является существенной частью экономики России, от состояния производства и уровня товарооборота зависят многие другие сферы народного хозяйства. Спад экономики после мирового кризиса 2008 года привёл к снижению показателей, и именно в это время была запущена новая программа государственной поддержки автомобилистов.
Основные цели, которые она преследовала:
- Стимуляция российского автомобильного рынка. Государство компенсировало часть банковской процентной ставки, делая кредиты более доступными и уменьшая ежемесячный взнос по выплате займа. Для многих автомобилистов, по замыслу авторов проекта, такая программа открывала возможность приобрести новый автомобиль, а не подержанный.
- Поддержка отечественного производителя. Льготная программа существенно увеличила спрос на российские автомобили и помогла замедлить спад производства.
- Поддержка российских семей с невысоким достатком. Программа в первую очередь была ориентирована на бюджетные автомобили, целевая аудитория продаж которых – среднеобеспеченные семьи, для которых банковские кредиты часто становятся слишком тяжёлым бременем. Сниженная процентная ставка и уменьшенная переплата – хорошее средство частично увеличить благосостояние населения. Программа встретила горячую поддержку и среди дилеров, и среди самих покупателей.
Полного успеха она достигла не во всех регионах, однако в некоторых областях увеличение продаж было очень заметным.
Участвовать в программе по предоставлению, населению льготных кредитов могли не все банки. Государство изначально старалось сделать её максимально надёжной, поэтому первоначально она касалась только банков с очень крупным уставным капиталом, у которых, к тому же, не менее 50% акций должны были находиться под государственным контролем.
Это не позволяло участвовать в системе небольшим организациям, которые не могли полностью гарантировать надёжность предоставленных займов и их гарантированный возврат.
Новый вариант государственной автопрограммы
Государственная программа впоследствии была доработана и с 1 июля 2013 года она была запущена в обновлённом виде. В неё были включены не только собственно российские автомобили, но и иномарки, которые собираются в России, хотя и под покровительством иностранных компаний.
Это достаточно востребованные марки, тем более что часть моделей ориентирована именно на российского покупателя. Высокий уровень производства на этих предприятиях – это гарантированные рабочие места для россиян, налоги в местный и федеральный бюджет и многое другое, поэтому государство поддерживает и продукцию этих компаний. Новые госпрограммы автокредитования суть и смысл:
- Государство компенсирует часть банковской процентной ставки по кредиту: субсидия составляет 2/3 ставки рефинансирования. Это значит, что если банк предлагает ставку, например, в 15%, то пол льготным условиям она не будет превышать 9%. С учётом того, что кредит выдаётся на 3 года, это позволяет значительно уменьшить переплату и сократить ежемесячный взнос.
- По льготной программе можно покупать только новые недорогие машины, цена которых составит не более 750 000 рублей. Первоначально эта сумма составляла всего 600 000, однако впоследствии она была значительно увеличена.
- Первоначальный взнос по кредиту уменьшен с 30 до 15%. В ранней версии госпрограммы кредитования первый взнос должен был составлять почти треть от всей стоимости машины, и такая сумма часто оказывалась неподъёмной для российского покупателя. Правительство пошло гражданам навстречу, и в результате обновлённая программа стала более доступной.
- Срок возврата займа не должен составлять более 36 месяцев. Однако и это достаточный срок, чтобы сделать взносы за машину вполне приемлемыми.
Таким образом, в чём была суть госпрограммы по автокредиту? Это займ, часть процентной ставки по которому выплачивает не клиент, а государство. Поскольку услуги банков стали дешевле, взять кредит смогли менее обеспеченные граждане, и российские автомобили стали доступнее.
Существует ли программа льготного автокредитования сейчас?
С 31 декабря 2013 года льготное кредитование было досрочно свёрнуто. Правительство заявило о том, что госпрограмма достигла поставленных результатов, и в ней больше нет необходимости. Эксперты предположили, что в бюджете просто не хватало денег на дальнейшую реализацию программы, поэтому пока государство не может её поддерживать.
Будет ли существовать программа госсубсидирования автокредитов? Такой вопрос в 2014 году звучал неоднократно. В марте Минпромторг заявил, что госпрограмму возобновлять не будут, а деньги правительство направит на поддержания сегмента продаж коммерческих автомобилей.
Однако позднее, 24 апреля, прозвучало заявление о том, что если продажи упадут, то программу возобновят с 1 июля. Сейчас никаких официальных заявлений по этому поводу нет, и до сих пор неизвестно, будет ли в России продолжаться льготное автокредитование.
7 мая прозвучало заявление, что поскольку катастрофического спада автомобильного рынка не было, то в 2014 году ждать новых льготных кредитов не приходится. Однако если ситуация с продажами изменится, то программа может быть запущена в любой момент.