
Что делать с автомобилем, на котором ездить уже нельзя по техническому состоянию, продать его невозможно, а просто выбросить жалко? Сегодня на российских дорогах, особенно в глубинке, можно встретить десятки и сотни легковых и грузовых авто, полностью исчерпавших свой ресурс и уже давно непригодных для использования. Такой автохлам, если он ещё на ходу, загрязняет атмосферы выбросами, создаёт опасность на дороге и т. д.
Правительство России предложило разумный вариант: обмен старых автомобилей по утилизации. Как должна работать такая программа?
Основные положения утилизации
Подобные программы существуют не только в России. Многие государства стремятся поддерживать собственных производителей, а заодно убирать явно устаревшие машины с улиц. В России такая программа была запущена с 8 марта 2010 года: с этого времени владелец мог сдать отработанное авто утилизатору и получить на него специальный сертификат.
Эта бумага давала льготу на покупку нового автомобиля в размере 50000 рублей. Учитывая невысокую стоимость большинства российских автомобилей, такая скидка становится очень значительным подспорьем для водителей.
Обмен старого автомобиля на новый по госпрограмме рассчитан не только на собственно российский автопром. Под действие этой программы попадают также «русские иномарки» - модели, которые иностранными производителями собираются на территории России. Поскольку на этих предприятиях также работают российские граждане, государственная поддержка распространяется и на них.
Какие требования предъявлялись к машине?
- Она должна находиться в собственности владельца не меньше 1 года. Нельзя было по дешёвке купить старую машину, тут же сдать её на утилизацию и получить скидку.
Госпрограмма была рассчитана на реальных владельцев старых машин, однако сейчас требования смягчились. Новая версия ограничения не выставляет.
- Возраст машины должен превышать 10 лет. Таких авто на сегодня в России ещё достаточно много, и программа оказалась весьма востребованной. В новой редакции программы этот срок сокращён до 6 лет.
- Машина должна находиться в рабочем состоянии, она сдаётся на утилизацию в полном комплекте. Это программа утилизации именно машин на ходу, хотя они и не подходят по требованиям нового времени.
Новый автомобиль в обмен на старый можно получить и в дилерских центрах по программе «Трейд-ин». Это дополнение было запущено недавно, и согласно такому правилу, если вы оставляете свою старую машину дилеру, то имеете право на дополнительную скидку в размере от 40 000 рублей, которую потом дилеру компенсирует государство.
Дилер может выставить авто на продажу, и получить со сделки двойную прибыль. Такое решение распространятся также только на машины отечественного производства, в том числе и российские иномарки.
Программа обмена старых автомобилей на новые нашла значительный положительный отклик у покупателей. Такое предложение стало дополнительным стимулом для российского автомобильного рынка, который периодически нуждается в стимуляции извне. Программа работала непостоянно: её несколько раз отменяли и возвращали.
Перспективы государственной утилизации автомобилей
Первоначально она планировалась как антикризисная мера в сложное для России время. Первая редакция программы предполагалась только на 2010 год, но потом была продлена ещё и на 2011 из-за высокого положительного эффекта.
В 2012-2013 году действие этой программы было временно прекращено: во властных структурах рассчитали, что она свою задачу выполнила, сыграв свою роль в формировании спроса на российские автомобили. Предполагалось, что дальнейшего возврата к ней не будет.
Однако с 1 сентября 2014 года её действие вновь вошло в силу. К властным структурам неоднократно обращались производители и сами покупатели: программа утилизации стала хорошим инструментом поддержки малообеспеченных семей, у которых не хватало средств на обмен автомобиля при износе.
Сейчас вновь появилась возможность быстро и выгодно попрощаться с устаревшим автомобилем. Срок окончания назначен на 15 декабря, но возможно, её действие вновь будет продлено.
Как поменять автомобиль?
Обмен нового авто на старое – утилизация с последующей покупкой – проходит в несколько этапов:
- Отжившая своё машина передаётся дилеру для последующей отправки на утилизацию. Клиент при этом платит 3000 рублей на необходимые расходы.
- Дилер по доверенности снимает машину с учёта и отправляет машину на площадку утилизатора.
- Утилизатор оформляет специальное свидетельство, которое является доказательством переработки автомобиля.
- С этим свидетельством бывший владелец обращается в автосалон и покупает новую машину со значительной скидкой. Поскольку выбор машин, попадающих под действие программы, достаточно велик, можно спокойно выбирать недорогую машину российской сборки, которая станет хорошей заменой отработавшей технике.
Таким образом, помощь от государства не выдаётся клиенту на руки. Он получает только свидетельство о ней, однако именно с его помощью в салоне можно получить значительную скидку. По этой скидке можно выбрать любую новую модель отечественных автомобилей: «Приору», «Калину», « Гранту» и т. д.
Значение программы велико: во-первых, это возможность контролировать и регулировать рынок, постепенно выводя из использования явно аварийный «вечный» российский транспорт. Такие автомобили не соответствуют ни классу современной безопасности, ни экологическим стандартам, поэтому их присутствие на дороге опасно для всех участников движения. Во-вторых, обмен старого транспорта на новый стимулирует спрос на отечественном рынке: солидная скидка привлекает покупателей, и с её помощью можно заметно поднять уровень продаж.
Пока трудно сказать, какое будущее ожидает эту программу. Государство не может постоянно стимулировать спрос извне, к тому же, финансирование тоже ограничено.
